Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

"Женитьба Коляды" от сына

В январе 2008 года повела сына на "Женитьбу" "Коляда-театра", которым завтра завершаются гастроли любимой труппы любимого и самого близкого режиссера. У Жени тогда своего ЖЖ не было, он написал текст, а я его запостила у себя в ЖЖ, повторю его вместо собственных восторгов, к которым уже все привыкли. Всевидящее Око
Под катом - Женькин текст.

http://ajushka.livejournal.com/744275.html
Сын Женя, прочитав мои посты про "Коляда-театр", где я цитировала его, сказал: "Да, мама, немного же ты запомнила из того, что я говорил.":) Ответила, что у меня мозгов не хватает сформулировать так, как он. Попросила написать пост самому. Что он вчера и сделал таки. Править, однако, не стала:))) Нашла в себе мужество оставить всё, как есть - имеет право на свою точку зрения как человек и творческая личность. Несмотря на молодость, цинизм и юношеский максимализм (вот ведь его задело, что я про максимализм сказала - да я была бы рада, если бы мне сказали, что у меня есть что-то юношеское:)) ) Ниже - его текст, к которому не прикасалась. Даже кавычки в названии не поставила.


Я, человек молодой, циничный, страдающий юношеским максимализмом, в общем-то, понимаю, что данный эм… набор впечатлений от спектакля «Женитьба» Николая Коляды подвергнется редакции Аюшки, но все же хотелось бы сохранить чистый взгляд и холодное сердце в вопросе оценки этого произведения. К делу.

К творчеству Николая Коляды необходимо и при этом довольно-таки сложно быть готовым. Это непростое, неоднозначное, но необъяснимо интересное явление в российском и русском искусстве. И решительно определять его в какую-то уже существующую нишу нет ни смысла, ни необходимости. Коляда своей улыбкой говорит: «Да вы не беспокойтесь, я тут рядом постою», создавая тем самым совершенно отдельное и стоящее наравне со всеми направление в русском театре.

Конечно, при первом поверхностном взгляде может показаться, что на сцене происходит нечто напоминающее утренник в школе, но никак не серьезное представление и уж тем более спектакль. Слишком уж не привык взор современного зрителя к такому обширному набору выразительных средств: от павлиньих хвостов и ковриков до ультрафиолета, бьющего в глаза актерам из-за спины зрителей.

Но по прошествии какого-то времени мозг будто переключается на другой уровень, и там, где раньше виделась нелепость и домашнее безумие, вдруг оказывается очень даже продуманный режиссерский ход. Получается, что искать смысл в произведениях Коляды (конечно, конкретно «Женитьбе») – это как пытаться увидеть лес за деревьями. Сверху все видится четко и осмысленно, а вот если же окунуться с головой в само произведение, то ощущение будет странное. Произведение Коляды (и именно Коляды) получает смысл, если его брать исключительно целиком, а не разбирать по кирпичикам. И тут мы подходим к вопросу о фигуре режиссера в спектакле «Женитьба».

От «Женитьбы» Гоголя осталось название и текст. Текст, который, собственно не очень и важен. Идея и исполнение единственного Автора театра Коляды – Николая Коляды в любом произведении будет именно Коляды, а не Гоголя, Шекспира или (почему бы и нет?) Достоевского. Спектакль по мотивам «Преступления и наказания» довольно неплохо вписался бы в ряд произведений Николая Коляды, на мой взгляд. Об этом я размышлял, наблюдая на сцене мертвого Николая Васильевича и живого и улыбающегося Николая Владимировича за сценой.
Подход Коляды к постановке шедевров мировой классики я бы взялся описать так (уж не бросайтесь камнями): взять «Джоконду» да Винчи и вышить ее крестиком на холсте. И тут уже важно не что, а как. Так же поступил, по моему личному мнению, и Коляда с «Женитьбой» Гоголя. Я ничуть не хочу уменьшить заслугу Коляды, просто Гоголь и Коляда столь масштабные явления в русской культуре, что когда они сталкиваются (а мертвые, как говорится, не кусаются) побеждает сильная натура и личность. В нашем случае, Коляда. Прямо-таки задавив своим духом Николай Васильевича, Коляда превратил «Женитьбу» Гоголя в «Женитьбу» Коляды. И это бы смотрелось совершенно обычно, будь Гоголь одним из современных драматургов новой драмы, но все-таки… классик. (Тут просто уж обида фаната Гоголя, простите).

Хочется добавить, что Коляда и его актеры, скажем так, не играют спектакль. Они играют в него. Так как по большой части актеры исполняют функцию грамотно расставленных исполнителей ролей театра Коляды, то зритель, не видя честной жизни актеров на сцене, с радостью отвлекается на подготовленные Режиссером завлекалочки. Шкафы, банки, самовары, женихи – «павлины», застенчиво трущие и лобзающие свои эм… статуэтки. Невообразимое число повторов и круговых движений, вводящих зрителя в подобие транса, из которого либо выходишь с четким осознанием идеи и роли Режиссера в этом спектакле, либо выходишь ни с чем. Коляда и сам понимает, что игра эта чувствуется в дыхании его новорожденного и вводит в «Женитьбу» гениальный эпизод кукольного спектакля, когда актеры с немного извиняющейся интонацией в голосе пытаются объяснить на примере кукол систему Станиславского. И тут мы наблюдаем три спектакля – кукольный, исполняемый куклами в руках актеров, собственно «Женитьбу» Гоголя, который актеры играют сами по себе, и «Женитьбу» Коляды, которую играют актеры театра Коляды в руках у самого Коляды. Эта телескопическая система выводит нас за рамки спектакля в руки Автора и Режиссера – Николая Коляды. И позволяет увидеть его произведение во всей красе и понять его смысл. Недаром она вставлена практически в самом начале спектакля.

Конечно, остается ощущение, что смотришь не спектакль, а подглядываешь за соседями и их жизненными разборками. Коляда разбирается в грязи, вытаскивая из нее то самородок, то алмаз. Притом, если другим режиссерам важен результат, то Коляда, по-видимому, получает чуть ли не большее удовольствие от самого процесса. И тут вновь всплывает тема игры. Коляда словно большой ребенок играет в свое творчество. Ребенок этот лишен взрослого цинизма, а потому там, где все смеются над грустным, Коляда плачет над смешным. Откровенно и искренне, что в нашем современном мире очень и очень ценно.

Спектакль глубок и интересен, но сам по себе, в отрыве от Гоголя=) (смайл прошу оставить). Единственно, не совсем ясно, зачем нужен был эпизод с избиением жены. То, что и так было понятно, сунули под нос и размяли пальцами. Там, где другой режиссер сказал бы «Стоп. Хватит», Коляда размахивается и бьет зрителя прямо по темечку. С другой стороны, в этом и есть Коляда – в искренности и неожиданном подходе к нашей реальности, вечной и немного балаганной. (с)
Tags: Коляда-театр, Сын, Театр 7-8
Subscribe

  • Лефортово вечером

    После квеста прошлась по местам моего детства, которые изменились очень сильно, у меня случился когнитивный диссонанс: я даже не могла вспомнить, что…

  • Сегодня

    отправилась участвовать в квесте (расскажу о нем позже), который находится недалеко от станции метро Бауманская. Выросла в тех местах, в Лефортовском…

  • Осень в Москве

    Два дня провела с другом из Одессы: вчера были в центре, сегодня по его просьбе показывала район своего детства Лефортово. Быть одновременно в разных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Лефортово вечером

    После квеста прошлась по местам моего детства, которые изменились очень сильно, у меня случился когнитивный диссонанс: я даже не могла вспомнить, что…

  • Сегодня

    отправилась участвовать в квесте (расскажу о нем позже), который находится недалеко от станции метро Бауманская. Выросла в тех местах, в Лефортовском…

  • Осень в Москве

    Два дня провела с другом из Одессы: вчера были в центре, сегодня по его просьбе показывала район своего детства Лефортово. Быть одновременно в разных…