Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

"Клаустрофобия", "Коляда-театр", реж. Н.В. Коляда

Сегодня спектакль очень тяжелый будет. Продублирую две записи 9-летней давности, когда посмотрела спектакль и не могла отойти от него несколько дней. Добавлю только, что сегодня смотрела уже в третий раз, по возвращении домой сказала мужу: "А давай выпьем!" Иначе не расслабишься, увы. Как они играют - не знаю.

http://ajushka.livejournal.com/125696.html
Всевидящее Око
Первый и заключительный дни гастролей Коляда-театра стали для меня потрясением.
На "Клаустрофобию" не хотела идти сразу. Покупала билеты на все спектакли одной из первых, когда все были в наличии, но Масе взяла, а себе - нет. Сначала думала - о страхах, не хотелось нагружаться. Потом прочитала, что про зеков и голубую любовь. Подумала, что нет, не совсем моя тема, хотя к геям отношусь с симпатией. Но... любовь не имеет цвета...

Масечка, спасибо тебе в очередной раз за твое великодушие и щедро отданную возможность посмотреть "Клаустрофобию".

Очень. Очень сильный спектакль. НВК сказал в самом начале, что чувствует себя почти, как в их родном подвале в Екатеринбурге:))) Было видно, что он волнуется немного, как обычно перед прощанием с чем-то хорошим. Народу было очень много, хорошо, что действие перенесли на территорию буфета. Люди стояли. И это радовало - Москва признала Коляду:))) Очень-очень хочется, чтобы ему было тепло на душе от сознания того, что дело его жизни принято, любимо, что он и его актеры дороги нам. (А уж что сегодня было, спустя 5,5 лет - овации в большом зале!!)

Пьесу специально не стала читать заранее, хотелось не знать, чем заканчивается.

Пять актеров - Ирина Белова (сегодня играла Василина Маковцева), Александр Сысоев (сегодня Сергей Ровин), Сергей Колесов, Сергей Федоров и Евгений Чистяков сыграли пронзительную истории о любви. О желании любить. Быть любимым.

Начинается спектакль с потрясающей по силе воздействия сцены жестового пения - громко играет фонограмма песни "Чая вдвоем" "Ласковая моя", а актеры эмоционально "поют" её на языке глухонемых - один из зеков, молодой парнишка, глухонемой. Два зека - С. Колесов и С. Федоров, взрослые мужчины, испытывают нежные чувства к третьему - глухонемому юноше (Е. Чистяков). Герой СК не скрывает своих желаний, герой СФ гордо заявляет, что он - "нормальный", но желание любить, трудно осуществимое в условиях камеры, не знает границ. Присутствуя незримым четвертым членом этой компании людей, лишенных свободы физической, но рвущихся быть свободными морально, хотя, на первый взгляд - это желание быть свободными сексуально, понимаешь, насколько призрачны границы между людьми, насколько тонки и хрупки взаимоотношения между людьми, как мы сильно отличаемся друг от друга, будучи во многом похожими. И насколько индивидуальны чувства. Как и каждая личность. Со своим сложно устроенным внутренним миром, детством, душевной организацией, несмотря на то, что режиссер сознательно каждый раз возводит простоту в степень вульгарности, как бы противопоставляя внешнюю простоту внутренней сложности. Казалось бы, перед нами - преступники, убийцы, отбросы общества, быдло. И выглядят они весьма непривлекательно в первую очередь в физическом плане - грязные, отталкивающие, в "наколках"-крестах, облитые-обмазанные сгущенкой, со свисающими "хвостиками", в китайских шлепках, сексуально голодные... Но постепенно понимаешь, что эта вульгарность как раз в прямом своем смысле - простота. Но не та, что хуже воровства, а чистая.

А у каждого из них - своя судьба, своя больная-больная душа, свой голод любви...

Коляда - гениальный режиссер. Драматург - гениальный. Я не могу объяснить силу его воздействия - на меня лично, во всяком случае. Я не могу понять, почему ему вставляют палки в колеса. Как можно гнобить все это? Даже не видя спектаклей, только глядя на него самого... Иначе, как завистью к его умению быть самим собой, быть честным несмотря ни на что, я объяснить это не могу. "Правду говорить легко и приятно". Но как редко люди говорят то, что думают. Живут в согласии с собой. Бывают достаточно смелыми, чтобы сказать подлецу, что тот подлец... Сегодня утром застала часть программы "Кулинарный поединок" между Митволем и Хинштейном - стало страшно, что эти люди - государственного масштаба. Мелкие души, столько грязи и яда по отношению друг к другу даже в такой ерунде, как кулинария... А смотришь на актеров Коляды - тихо радуешься, что собрался такой коллектив. Сам Коляда - мелкое сито, сквозь которое намываются самородки талантов, энтузиастов, гениев, отсеивая тех, кто любит себя в искусстве, а не искуство в себе:))) Когда на поклонах видишь их влюбленные в Коляду, любящие, лучащиеся глаза, устремленные на него, заражаешься их любовью:))) За эти шесть вечеров душа моя подпиталась их радушием, желанием радовать, сделать праздник, открыть нам самим наши души, очиститься. Словно все шесть вечеров на исповеди провела.

Главное, на мой взгляд, во всех его спектаклях - умение показать, как под слоем грязи, внешней непривлекательности тянутся нежные ростки светлого настоящего чувства, те самые подснежники-ландыши, робкие невзрачные первые цветочки, которые выглядывают весной из черной, покрытой павшей прошлогодней листвой, земли-грязи, выглядывают и радуют надеждой на солнце, любовь... Что везде есть любовь. Что каждый хочет быть любимым. Будь то 40-летняя торговка с рынка, гулящая девка, зек...

Два Сергея меня сегодня потрясли до глубины души. Видела их совсем близко и ... Даже плакать не могла. Все актеры ради этого спектакля обрили головы. Они рвали свои души ради наших. Федоров, который до этого играл фарсовые роли мерзких мужичков, вызывающих большей частью антипатию, сегодня сыграл потрясающе трагичную роль. Я глаз от него не могла отвести, смотрела и любовалась:))) Как он хотел любить, как он рвался на части между своей гордой "натуральностью" и желанием любить нежного, с краснеющими щеками, мальчика, которого хотелось и любить, и оскорбить за вызванное желание - виноват-то всегда другой, нет сил нести ответственность за свои желания. И оказалось проще - убить невольный соблазн, избавиться от него вполне физически.

Щемящих моментов очень много: один кашлянет, другие отзовутся - так бывает, когда люди так роднятся, что начинают повторять заикания за другими (в женских коллективах, говорят, даже месячные рано или поздно начинаются у всех в один период). Ночью каждый из этих страшных дядек во сне вскрикивает "мама". А в начале второго действия Женя Чистяков сгущенкой что-то намазывает на полу, затем выходят остальные и трут пенопластовые кусочки в "снег", посыпают всё вокруг, и проявляется слово "МАМА". Мальчик - из детдома...

Как Коляда это придумывает? Откуда это всё в нем берется? Как его собственная душа всё это может вместить? Это удивительно.

Замечательно трогательно присутствие тюремной крыски:))))

Потрясающе пронзительная история любви.

Я счастлива - горько счастлива.

Низкий поклон Коляде и его актерам, который стали мне родными и близкими за эти дни.

Всех люблю.

Любите и будьте любимы.

И счастливы - как сможете. Каждый по-своему.


http://ajushka.livejournal.com/128250.html
Недолюбленные мальчики...

Всё не выходит у меня из головы "Клаустрофобия". Моталась сегодня по делам и вспоминала, как вздрагивали во сне три зека и вырывалось у них слово "мама". Почему-то трудно представить благополучного мужчину в такой ситуации. Любимые дети знают, как решить почти любую проблему, добиваются успеха, не вздрагивают во сне, они не попадают в тюрьму... Не только глухонемой мальчик там несчастен, потому что вырос в детдоме, причем он-то слышащий, и раз не говорит, значит, это психологическая травма, а не физический недуг. Но и два взрослых дядьки хранят внутри себя маленьких недолюбленных детей...

Когда мне было три года, родители уехали в санаторий, оставив меня бабушкам и тетушке, которые уделяли мне много внимания. Через положенный срок они приехали, входят в комнату, а я не кидаюсь к маме на ручки, вопреки ожиданиям всех взрослых. Спрашивают с намеком: "Где мама?", а я поворачиваюсь к фотке на стенке и показываю пальцем. Когда мне стали напоминать, что передо мной родители, я сделала недоуменное лицо, покрутила растопыренными ручонками в воздухе и произнесла с интонацией "подумаешь?": "Хм, йадители, пиехали-уехали". Сама я этой истории не помню, а знаю со слов тетушки, которая всю жизнь хотела дочку, но так и не родила: я её очень любила:)))) Судя по всему, я очень переживала, оставшись даже в любящем окружении. Боялась, что меня бросили? Не знаю... Но ощущение ненужности преследовало меня всю жизнь.

Уже рассказывала эту историю прежде, но сегодня опять её вспомнила. Как-то несколько лет назад в конце марта я отправилась в чеховский тогда ещё МХАТ за билетами. Выхожу из метро и сначала даже не понимаю, что меня заставляет отвлечься от мыслей, что непривычного в привычной картине запруженной людьми улицы. Иду вверх, приближаюсь к РАМТу, и тут понимаю: над всей улицей плывет звук трубы, вытягивающей мелодию "Зачем, зачем на белом свете есть безответная любовь?" Причем ни одна нота не переврана, но при этом ощущение, что трубач плачет, потому что звук идет с перерывами, будто у исполнителя перехватывает дыхание от волнения. Хочется поставить на ускоренную промотку.

На низком подоконнике РАМТа между лоточниками сидит пьяный бомж с огромной медной трубой-улиткой, мятой местами, подругой дней суровых, опять же, боевой, видно. На улице холодно, руки его такие же опухшие, как и лицо с щелочками глаз, под которыми разлился на пол-лица синяк. Все бомжи кажутся на одно лицо... Толстые красные пальцы-сардельки с грязными ногтями нажимают на кнопки, он тяжело набирает воздух в легкие и выдувает нехитрую мелодию практически на автомате, потому что видно, что думать ему очень тяжело. Рядом на подоконнике стоит наполовину уже пустая бутылка дешевой водки. В ногах - картонная коробка с мелкими копейками. Потрясенная тем, что такая личность на автопилоте играет именно эту мелодию, кидаю в коробочку несколько металлических рублей, понимая, что на них будет куплена подружка дешевой бутылке...
Спустя несколько дней оказалась там же в то же время. Звуков музыки уже не было, я даже не вспомнила о бомже, однако увидела его на том же месте, но уже без трубы. Рядом на коробке стояла подписанная от руки картонка "собираю на новый инструмент". Я прошла мимо, подумав - пропил подругу-то свою. Но на обратном пути не выдержала, подошла, спрашиваю: "А где же Ваша труба?" Он поднял глаза, посмотрел туманным взором сквозь меня, и горестно произнес: "Украли её". И ... такая боль проскользнула в его пьяном голосе. Я достала десятку, отдала ему в руки, чтобы никто не стянул у раскоординированного человека, и пошла к метро, понимая прекрасно, что трубу он уже себе не купит. Его даже в магазин не пустят. А ведь у него был честный заработок. Играл-то он хорошо. Больше я его никогда не видела там, хотя вряд ли могла отличить его от какого-нибудь другого подобного. Вглядывалась даже в вагонных бомжей... И вспоминая его иногда, думаю: вот ведь был когда-то мальчик, ходил в музыкальную школу, выучился играть на таком инструменте, смотрел старые добрые советские фильмы, любил, был любим, надеюсь... Наверно, раз музыке учился, мама заботливая-таки была, хотела дать ему образование... Что происходит с такими людьми, почему они оказываются на улице? Никому не нужные? В тюрьме, тоскующие хоть по какой-то любви, и ласке, и нежности... Почему получается, что один ездит за границу на гастроли, а второй сидит на подоконнике и мерзнущими пальцами выводит щемящую мелодию, чтобы заработать копейки на водку? Что у второго не так, когда сломалось?

Сегодня в метро напротив уселся мужчина лет 28-30, очень приятный, симпатичный, даже красивый. В руках у него была большая деревянная коробка со скользкой крышкой, из свежей фанеры, белая почти, и банка пива, которую он сначала спрятал-поставил за спину. Ещё подумала, зачем он её как-бы прячет? А видно, что ему нехорошо, надо подлечиться. Взгляд задумчивый, почти рассеянный. Потихоньку, довольно долго он двигал эту банку из-за спины к ноге, потом поставил на коробку, долго смотрел вбок, затем открыл банку и начал её употреблять. Взгляд его при этом успокаивался, но соловел, он пьянел буквально с каждым глотком, т.е. в нем уже было много алкоголя, который, получив подпитку, делал свое дело. При этом явно его тяготила какая-то мысль - не было злости во взгляде пьяных глаз, но какая-то горестная примиримость с неважной для него, видно, ситуацией. Совсем прикончив банку, он стал неуверенными движениями прибирать волосы со лба - было ощущение, что ему перед кем-то привычно стыдно за то, что он пьян, и привычно пытаясь избавиться от двоящегося окружающего мира, он "сваливал" вину за раздвоение на мешающие смотреть волосы. К рядом сидящей девушке подошел ребенок, мальчик лет 6, и что-то сказал. Парень тормозящим взглядом проводил мальчишку, пытаясь ему улыбнуться - какое-то странное желание понравиться мальчику было в его взоре. Словно у него самого есть сын такого возраста.
Я вышла, он остался. Жалко его стало. Хороший, видно, парень, но ... не умеет он проблемы, похоже, решать. Чему-то не научили его в детстве. Может, и баловали-холили-лелеяли. Да всё равно чего-то недодали.

Как это сложно - вырастить человека в гармонии со своим внутренним миром, в согласии с собой и окружающими, умеющего строить отношения с близкими и далекими. И насколько многое влияет на то, что формирует личность, какие четкие следы оставляют поступки взрослых в жизни их детей...
Tags: Коляда-театр
Subscribe

  • Как утешить друга

    Найдено тут. Автор Юлия Рублева. Недавно в фейсбуке в моей ленте промелькнул пост, в котором незнакомая мне девушка рассказывала, как она…

  • post

    Оригинал взят у ulitza в post Вчера давала интервью одной очень крупной фирме, у которой почему-то стали падать продажи, нацеленные на…

  • Близнецы: новая жизнь. Гороскоп на 2013

    Оригинал взят у ulitza в Близнецы: новая жизнь. Гороскоп на 2013 Мои гороскопы на сайте NEW OXYGEN И вот наступает особый для всяких…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments