Мирзоев перенес действие в наше время. Задумали они с Сухановым этот фильм в 1997 году, но деньги нашли недавно. Однако такое ощущение, что не случайно фильм вышел именно сейчас, перед выборами, даже странно, что его выпустили, настолько он современно выглядит: история по жути своей средневековая, по сути своей вневременная, ибо отношения власти и народа не меняются во все века - это и страшно.
Фильм начинается со сцены убийства царевича, одетого в матроску - отсыл к 1917 году, причем сцена сделана практически без слов, на одних взглядах, чисто визуально, но в тех деталях, которые окунают в сознание свидетеля происходящего - замедленное, растянутое во времени восприятие.
И заканчивается фильм убийством с такими же деталями. Практически дежавю.
Вообще, в картине много вкусных деталей, хотя понятно, что фильм вызовет споры, дискуссии - он слишком неоднозначен. Почему-то пронеслись ассоциации с "Агонией" и "Дорогой к храму".
В театре я довольно плохо воспринимаю стихотворные тексты: ритм убаюкивает, местами проваливаюсь сквозь текст во внутреннее пространство.
В фильме я почти не осознавала, что это поэзия. Каждое слово было четким, притягивало внимание. Этому способствовали крупные планы: весь фильм сделан на них, внимание к лицу, глазам, малейшим нюансам приковано постоянно. Удивительно точно поставлен свет в некоторых сценах: когда один глаз героя светится и становится почти голубым, а второй в темноте и выглядит карим - это почему-то вызывает тревогу, от странных глаз этих не оторваться.
Фильм вообще - напрягает. Зловещее впечатление оставляет. Он неровный. Очень длинный, идет более 2 часов, какие-то сцены вызывают недоумение - сцена в театре, какие-то - отвращение (сцена, когда Годунов напивается и откровенничает в присутствии ребенка - призрака убиенного царевича, образ которого отлично работает в конце фильма, когда мертвый царевич закрывает глаза Годунову, но в сцене опьянения я вижу только Суханова и мальчика). Меня смутила сцена объяснения Марины Мнишек и Гришки Отрепьева (Андрей Мерзликин отлично сыграл трансформацию монаха в царя): Мнишек (А. Дитковските), на мой взгляд, получилась скорее смазливой девушкой, дамой полусвета, нежели царицей, сильной личностью с незаурядным умом - опасная двойственность, присущая оборотню, не прозвучала в должной мере, разговор не выглядел сложнейшей шахматной партией.
Для меня при всей яркости и неоднозначности постановки фильм прозвучал скорее актерски: если к режиссерским ходам и решениям у меня остались вопросы, то актеры сыграли просто отлично, ведь на крупном плане видно всё (по-своему естественно сыграла и Дитковските). А актеры хорошие: Максим Суханов, Михаил Козаков (удивительная ювелирно исполненная роль, которая сейчас похожа на исподведь актера перед уходом), Андрей Мерзликин, Дмитирий Певцов, даже Леонида Парфенова привлекли. В маленьких эпизодических ролях "народа" потрясающая нежно мной любимая Ольга Лапшина и Елена Коренева. Все роли сыграны изумительно, запоминаются яркими деталями. Кого-то узнаю благодаря Театру.Док и Любимовке: "человек-народ" А. Синюков, "нянька-предательница" Валерия Приходченко, которая сыграла свою роль психологически точно, очень выразительно.
Восхищение вызывает игра Леонида Громова: невозмутимый, спокойный, уверенный в себе, очень умный Шуйский - именно такие удерживаются у власти долго, умело лавируя в череде опасных интриг.
В фильме снималось 92 актера! За малые деньги, как было сказано. Но фильм малобюджетным не выглядит благодаря атмосфере, умело держащей в напряжении. Иногда даже хочется сократить действие, потому что местами от напряжения устаешь.
Дети в фильме выглядят жертвами. Интригующая зрелость побеждает чистоту и невинность. Причем в моментах, которые режиссером и не продумывались: мое материнское сердце разрывалось при виде рыдающего малыша на руках у Ольга Лапшиной, который тянулся, судя по всему, к родному отцу, сидящему рядом - эта актерская жертва выглядела такой же жестокой, как и другие жертвы, сыгранные.
Что может стоит слезы ребенка?
Но в спектакле Коляды эта сцена ещё более жестока!!
Уже смотрела спектакль "Коляда-театра" в Екатеринбурге летом: осталось ощущение, что я его не поняла совсем, не поняла Пушкина скорее, кажется, что я не осознаю, как женщина, многого, что там происходит, ибо для меня политика, жестокие игры во власть - хуже шахмат, ибо темны дела игроков.
Сегодняшний фильм про современность приблизил меня к пониманию.
Завтра увижу Годунова снова, и снова буду ломать голову и переживать сердцем. Попытка номер 3.
Чем ближе к выборам, тем менее аполитичной я становлюсь.
"Интеллигентная семья" нажимает кнопку пульта от телевизора в финале: выбор народа - выключить телевизор и спать, повлиять на исход невозможно, можно просто отключиться, перестать следить за чужими играми.
"Народ безмолвствует".
*****
Телеканал "Звезда" |
Владимир Мирзоев снял современную киноверсию «Бориса Годунова»10 июня 2011, 18:30 Российского зрителя ждет громкая премьера — фильм Владимира Мирзоева «Борис Годунов». Его прочтение Пушкина, прямо скажем, неожиданное. Григорий Отрепьев ездит на танке, Годунов пьет коктейли, а Патриарх — поклонник фитнеса.... Подробнее » |
Ещё отзывы о фильме