Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

"Борис Годунов", реж. В. Мирзоев

Сегодня состоялся предпремьерный показ фильма в отдаленном от центра Северном Бутово: создатели решили символически доверить фильм народу. Народ, в моем лице в частности, посмотрел. Тем более интересно, что уже завтра в ТЦ на Страстном будет сыгран "Борис Годунов" Николая Коляды, где главное действующее лицо как раз народ.

Мирзоев перенес действие в наше время. Задумали они с Сухановым этот фильм в 1997 году, но деньги нашли недавно. Однако такое ощущение, что не случайно фильм вышел именно сейчас, перед выборами, даже странно, что его выпустили, настолько он современно выглядит: история по жути своей средневековая, по сути своей вневременная, ибо отношения власти и народа не меняются во все века - это и страшно.

Фильм начинается со сцены убийства царевича, одетого в матроску - отсыл к 1917 году, причем сцена сделана практически без слов, на одних взглядах, чисто визуально, но в тех деталях, которые окунают в сознание свидетеля происходящего - замедленное, растянутое во времени восприятие.
И заканчивается фильм убийством с такими же деталями. Практически дежавю.
Вообще, в картине много вкусных деталей, хотя понятно, что фильм вызовет споры, дискуссии - он слишком неоднозначен. Почему-то пронеслись ассоциации с "Агонией" и "Дорогой к храму".

В театре я довольно плохо воспринимаю стихотворные тексты: ритм убаюкивает, местами проваливаюсь сквозь текст во внутреннее пространство.
В фильме я почти не осознавала, что это поэзия. Каждое слово было четким, притягивало внимание. Этому способствовали крупные планы: весь фильм сделан на них, внимание к лицу, глазам, малейшим нюансам приковано постоянно. Удивительно точно поставлен свет в некоторых сценах: когда один глаз героя светится и становится почти голубым, а второй в темноте и выглядит карим - это почему-то вызывает тревогу, от странных глаз этих не оторваться.

Фильм вообще - напрягает. Зловещее впечатление оставляет. Он неровный. Очень длинный, идет более 2 часов, какие-то сцены вызывают недоумение - сцена в театре, какие-то - отвращение (сцена, когда Годунов напивается и откровенничает в присутствии ребенка - призрака убиенного царевича, образ которого отлично работает в конце фильма, когда мертвый царевич закрывает глаза Годунову, но в сцене опьянения я вижу только Суханова и мальчика). Меня смутила сцена объяснения Марины Мнишек и Гришки Отрепьева (Андрей Мерзликин отлично сыграл трансформацию монаха в царя): Мнишек (А. Дитковските), на мой взгляд, получилась скорее смазливой девушкой, дамой полусвета, нежели царицей, сильной личностью с незаурядным умом - опасная двойственность, присущая оборотню, не прозвучала в должной мере, разговор не выглядел сложнейшей шахматной партией.

Для меня при всей яркости и неоднозначности постановки фильм прозвучал скорее актерски: если к режиссерским ходам и решениям у меня остались вопросы, то актеры сыграли просто отлично, ведь на крупном плане видно всё (по-своему естественно сыграла и Дитковските). А актеры хорошие: Максим Суханов, Михаил Козаков (удивительная ювелирно исполненная роль, которая сейчас похожа на исподведь актера перед уходом), Андрей Мерзликин, Дмитирий Певцов, даже Леонида Парфенова привлекли. В маленьких эпизодических ролях "народа" потрясающая нежно мной любимая Ольга Лапшина и Елена Коренева. Все роли сыграны изумительно, запоминаются яркими деталями. Кого-то узнаю благодаря Театру.Док и Любимовке: "человек-народ" А. Синюков, "нянька-предательница" Валерия Приходченко, которая сыграла свою роль психологически точно, очень выразительно.
Восхищение вызывает игра Леонида Громова: невозмутимый, спокойный, уверенный в себе, очень умный Шуйский - именно такие удерживаются у власти долго, умело лавируя в череде опасных интриг.
В фильме снималось 92 актера! За малые деньги, как было сказано. Но фильм малобюджетным не выглядит благодаря атмосфере, умело держащей в напряжении. Иногда даже хочется сократить действие, потому что местами от напряжения устаешь.

Дети в фильме выглядят жертвами. Интригующая зрелость побеждает чистоту и невинность. Причем в моментах, которые режиссером и не продумывались: мое материнское сердце разрывалось при виде рыдающего малыша на руках у Ольга Лапшиной, который тянулся, судя по всему, к родному отцу, сидящему рядом - эта актерская жертва выглядела такой же жестокой, как и другие жертвы, сыгранные.
Что может стоит слезы ребенка?
Но в спектакле Коляды эта сцена ещё более жестока!!

Уже смотрела спектакль "Коляда-театра" в Екатеринбурге летом: осталось ощущение, что я его не поняла совсем, не поняла Пушкина скорее, кажется, что я не осознаю, как женщина, многого, что там происходит, ибо для меня политика, жестокие игры во власть - хуже шахмат, ибо темны дела игроков.
Сегодняшний фильм про современность приблизил меня к пониманию.

Завтра увижу Годунова снова, и снова буду ломать голову и переживать сердцем. Попытка номер 3.

Чем ближе к выборам, тем менее аполитичной я становлюсь.

"Интеллигентная семья" нажимает кнопку пульта от телевизора в финале: выбор народа - выключить телевизор и спать, повлиять на исход невозможно, можно просто отключиться, перестать следить за чужими играми.

"Народ безмолвствует".



*****


Телеканал "Звезда"

Владимир Мирзоев снял современную киноверсию «Бориса Годунова»

10 июня 2011, 18:30

Российского зрителя ждет громкая премьера — фильм Владимира Мирзоева «Борис Годунов». Его прочтение Пушкина, прямо скажем, неожиданное. Григорий Отрепьев ездит на танке, Годунов пьет коктейли, а Патриарх — поклонник фитнеса.... Подробнее »



Ещё отзывы о фильме
Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments