«Вечное дитя» в человеке – это неописуемый опыт, своеобразие, уравновешенность и божественные возможности.
Раскрепощенность, определяющая конечную ценность – или бесценность – каждой личности»
К.Г. Юнг
По одной восточной легенде, однажды боги решили сотворить мир. Они создали звезды, луну, моря, горы, цветы, облака, птиц и зверей. Затем создали человека. И наконец, они создали истину. Задумались боги: куда спрятать истину, чтобы человек ее сразу не нашел? Им хотелось, чтобы человек искал ее подольше.
- Давайте спрячем ее на самой высокой горной вершине, - сказал один бог.
- Давайте спрячем ее на обратной стороне луны, - предложил другой.
- Давайте спрячем ее во мраке морских глубин.
- Давайте спрячем ее на самой далекой звезде.
Наконец, самый древний и мудрый бог сказал: «Нет, мы спрячем ее в душе человека. Он будет искать истину по всей Вселенной, не подозревая, что носит ее в себе».
Стремиться к совершенству - что это значит? В толковом словаре русского языка совершенный – значит безукоризненный, полный, несомненный… Следуя логике определения, можно предположить: совершенный – значит истинный.
Если мы обратимся к живой природе, то заметим, что всему в ней присущ изначальный план или замысел: семечко прорастает цветком, но никак не может стать теленочком; гусеница превращается в бабочку, а не в голубя, не в ласточку… Разумно предположить, что каждый новорожденный младенец несет в себе момент истины – собственный замысел – источник самобытности, точку отсчета. Наблюдая за здоровым ребенком, мы легко заметим, как он постоянно напоминает нам: «Я есть то, что я есть». Быть тем, кто ты есть – не в этом ли секрет совершенства, его глубочайший духовный смысл? Интересно, что, явившись в образе говорящего куста, Бог назвал Моисею свое имя: «Я, есмь то, что я есть» (в Библии «Я есмь сущий» Исход 3:14). Не познав глубин человеческой души, трудно судить, насколько преуспело человечество в своем стремлении к совершенству. Очевидно одно – эта проблема снова и снова встает перед каждым человеком, наградой или расплатой.
Ассенизатор, всю жизнь занимающийся чисткой сточных канав, привык с течением времени к отвратительному запаху. Как-то раз, оказавшись на базаре, этот славный человек подошел к прилавку торговца розовым маслом. Ароматы, приятные каждому, так сильно подействовали на него, что ассенизатор упал в обморок. Как ни пытались привести его в сознание, все было напрасно. Появившийся лекарь по одежде узнал профессию больного, поднял с земли кусок помета и поднес к самому лицу несчастного. Ассенизатор открыл глаза, а люди смотрели на это, как на чудо. Лекарь же произнес спокойно: «Этот человек никогда не знал запаха розового масла. Его «розовое масло» сделано из другого вещества. Тот, кто не познал сути бытия, как он может понять суть бытия».
Мы все когда-то были детьми, и наша незавершенность, наша неосуществленность делала нас бесконечно богатыми. Нам предстояло творить свою жизнь, обретая в ней себя. Кто я теперь, и в чем мое предназначение? Тысячелетия человек в поиске ответов погружался внутрь себя. Универсальный язык – язык символов, позволяет обратиться к одному из важнейших источников человеческой мудрости – мифу и соприкоснуться с глубинными уровнями нашей собственной личности.
В мировой мифологии процесс творения личности цикличен. Периодически в мире воцаряется хаос: горы рушатся, по равнинам текут реки пламени, земля стонет и содрогается в конвульсиях подобно роженице, угроза разрушения и гибели кажется неминуемой. Подобные события, однако, предвещают наступление нового, счастливого века. Все старое, отжившее должно быть низвергнуто в хаос, чтобы начался новый цикл творения. Во многих мифах упоминается чудесное дерево, преодолевшее разрушительный хаос. Вершина его достигает спасительных небес, и по ветвям поднимается в небеса чудесный ребенок, появление которого знаменует наступление золотого века. Старики молодеют, больные исцеляются, голодные насыщаются. Люди живут в мире и согласии со спокойной и чистой душой.
Восточная мудрость гласит: конец рождения – смерть, конец смерти – рождение. Мы все когда-то явились миру чудесными младенцами, принцами и принцессами. И не важно, сколько Вам сегодня лет, внутри Вас все равно прячется милое дитя, бескомпромиссно жаждущее рождения. Даже если Вы деловая и независимая женщина, внутри Вас живет маленькая нежная девочка, которая страстно желает любви и тепла, для которой жизнь – это мистерия быть по-настоящему живой, для которой мир – это новый мир в каждый новый момент, и она тоже является частью Вселенной. Эта девочка вне светских правил и законов, она сама - закон, не предусмотренный никаким кодексом. Она не удовлетворяется меньшим и потому может приносить массу неудобств и хлопот. И эту девочку не обмануть, разве только изгнать в безвременье. Такая уязвимая и хрупкая, как травинка. Но травинка, прорастая, поднимает асфальт, раскалывает камень… Внутренний ребенок – это неистребимая потребность в непрерывном самовыражении. Это сила, стремящаяся прорваться за рамки обыденного и привычного, искусственного и притворного, подняться с «прокрустова ложа» стандартного, стереотипного поведения, принятого, реализоваться в океане ощущений, фантазий и снов, расслышать ее голос за настойчивым хором предписаний: «должна…», «следует…» , «необходимо…». Этот голос подскажет, что для нас истинно, а что – ложно, что на пользу, а что во вред в ежедневной необходимости выбирать, принимать решения, совершать поступки. И в этом нет ничего грандиозного или необычного, это то, что и так должно быть. Известно, что нормальная температура тела «36 и 6». Внутренний ребенок – это «иммунная система» нашей души, внутренний барометр, удерживающий нас между испепеляющим жаром грехопадения и холодом нездорового самоумервщления.
Вечное дитя в человеке – источник духовного роста, самобытности и душевной чистоты, момент истины, искра божья – все эти эпитеты недостаточны для создания сколько-нибудь очевидного образа.
В жизни случаются периоды, когда скрепя сердце, входишь в каждый новый день не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Обман, болезнь, предательство, несчастный случай… Иные обстоятельства – бумеранг, запущенный ранее нами самими по бездумной самоуверенности или неискушенной наивности. Оступиться, сбиться с пути, оказаться на обочине жизни, утратить опору в себе самом можно по-разному: надломившись под натиском вероломной недоброжелательности, отчаявшись в атмосфере холодного бездушия или не устояв перед соблазном, поддавшись искушению. Не умея услышать или не желая внимать голосу внутреннего ребенка, несложно оказаться в хаосе душевных переживаний, во власти несбывшегося, стать пленником обстоятельств или заложником собственного несовершенства. Тем более, что жизненные невзгоды несут в себе момент «вторичной выгоды». Из неприятностей можно извлекать приличные дивиденды. Есть чем оправдаться перед другими и собой, честным и благородным; козыряя неприятностями, можно ставить условия, выдвигать требования, предъявлять счета близким и дальним, манипулировать родными и чужими; искать и находить причины в других, «испытывая» собственную совесть на податливость и пластичность; убедительно, со сладострастием вживаться в роль жертвы. Но в любой момент можно остановиться, чтобы осознать: сегодня первый день из оставшихся мне в этой жизни; задуматься, как распорядиться ими и собой.
Каждый из нас – клеточка единого Вселенского организма, в каждом из нас зерно Вселенского разума, инерция Вселенской силы, искра Вселенской любви. Мы живем, и это не случайно. Поверить в свое предназначение – значит, поверить, что такой никогда не было и не будет впредь; что все уже дано, осталось использовать по назначению.
Вечное дитя в человеке – это внутренний проводник, дарованный нам, чтобы мы в поисках себя не удалились от истины слишком далеко; медиатор, примиряющий нас с миром и с самими собой. Есть такая история про комнату с двумя дверьми, на одной написано «Рай», а на другой «Лекция о рае». Возле второй выстраивается очередь, возле первой никого.
А какую дверь выбираете Вы?
В одном городе жили мудрец и завистник. Мудрец читал проповеди, щедро делился с людьми знаниями. Его любили и почитали. Завистнику не давали покоя чужие известность и признание, и он вынашивал планы, как бы разоблачить этого мудреца.
И наконец решил: поймаю я бабочку, спрячу в ее ладонях и во время проповеди спрошу мудреца: «Что в моих руках?». Он, конечно, скажет, что бабочка. Но тогда я спрошу его: живая она или мертвая? Если он скажет, что живая, я, прежде чем раскрыть ладони, незаметно крепко сожму их, и все увидят мертвую бабочку; если скажет, что мертвая, я выпущу бабочку, и все увидят, что никакой он не мудрец.
Настало время проповеди. Завистник, растолкав на площади людей, приблизился к мудрецу и громко крикнул:
- Эй! Ты говоришь, что ты – мудрец? - и услышал невозмутимый ответ:
- Я – человек. Ем, когда хочу есть, сплю, когда хочу спать. Общаюсь с людьми. Я просто живу.
- Не морочь нам голову, - продолжал завистник. – Лучше скажи, что у меня в руках?
- Бабочка, - ответил мудрец.
- Ясно, что бабочка. Ты скажи, она – живая или мертвая?
На что мудрец ответил: «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ»
А.В. Шувалов.