Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

Чеховский фестиваль. "Неподвижные пассажиры", постановка Ф. Жанти, М. Андервуд




У Филиппа Жанти рядом с подушкой лежат блокнот и карандаш: он записывает свои сны, пока не забыл. Потом воссоздает сны на сцене, придумывая технические приспособления, позволяющие подарить зрителю чудо перевоплощения в ребенка, попавшего в театр впервые, и увидеть настоящую сказку.
Филипп Жанти позволяет нам увидеть свой - чужой нам - сон. Не представить рассказанное по-своему, а увидеть сон таким, каким видел его он сам.
Чудо? Как поделиться своим чудом так, чтобы его как чудо приняли и другие?
Его спектакли похожи одновременно на цирк, мультфильм, театр глазами ребенка, танец, пантомиму, игру с вещами и смыслами - то, что легко читается ребенком, не знающим слов.

Слова куда чаще ложь даже для говорящего, а для слушателя почти всегда - иное, чем говорится.
Язык тела куда более универсален, правдив и честен. тело лгать не умеет.
Интересно, язык жестов у неслышащих людей разных национальностей одинаков?


Спектакль практически без слов или со словами на незнакомых языках, в каких-то местах актеры выучили русские фразы, но чаще говорят на английском, французском или итальянском, поют и вовсе на каком-то из арабских, как показалось. Подчеркивая, насколько вербальное общение не важно.

Вавилонская башня во времени и пространстве - смесь языков, полов, национальностей, возрастов, цветов кожи, темпераментов - объединение разностей и отличий.

Из подсвеченных коробочек-ячеек появляются куклолюди. Рождаются, исследуют себя и мир. Именно в такой последовательности. Исследовать себя важнее, ибо без понимания себя самого мир не понять.

Рождаются во влаге, в море-океяне, разные, с разными характерами, страстями, интересами, пороками.
Проходят чере пустыню - 40 лет?
Искушаются деньгами. Успехами. Славой. Гордыней. Похотью.
Библия в движении.

Успеваешь думать по-взрослому, совершенно по-детски следя за картинками, образами, летящими друг за другом - поражаешься глубине, красоте увиденного, ныряешь вслед за героями или пупсами-новорожденными, с которыми вытворяют смешные и страшные вещи.

Как в жизни. Если смотреть на страшное отстраненно, то бывает смешно.
Черный юмор - тоже юмор.

А когда отсмеешься, задумаешься...

Человек снимает маски, открывает глаза, уши, сердце, надевает шлемы и металлические доспехи, меняет их на костюм клерка, теряет голову, руки, ноги, становится страшным.
Чтобы вернуться к тому, с чего начал: в финале на сцене остается светящийся пупс, вопрошающий "Папа? Папа?"

Вспоминала не раз Коляду:)
И музыка из одного из его спектаклей звучит у Жанти (автор Мессим Бисмут), и сделано отчасти из самых простых материалов: полиэтилен в разных формах, в том числе летящие сверху парашютики с пупсиками - очень красиво, и ледники-снежники, и слюнки; оберточная бумага, из которой лепят не то гробики для мертвых, не то памятники, из которых уходит "душа", и потом по этим пустотелым фигурам топчутся-пляшут герои, и шуршание этой бумаги придает ритм происходящему вслед движениям танцующих африканские пляски, камлающих по-шамански актеров.

Спектакль-сон-дуновение, легкий, красивый, сложный, мыслящий - удивительной красоты и образности, можно смотреть его бесконечно, не раз, ибо уверена, что с каждым новым просмотром внутри у зрителя будут открываться всё новые образы и смыслы.


Картинка отсюда: http://www.rian.ru/culture/20110529/381369279.html


С сайта Чеховфеста http://www.chekhovfest.ru/program/spec/564/

«Когда в 1995 году я начал работу над «Неподвижными пассажирами», я хотел сфокусироваться на переживаниях героя, совершающего странствие по внутренним ландшафтам своего «я» и оказывающегося в итоге лицом к лицу с самим собой.

Но случилось так, что помимо своей воли странствие одного героя постепенно трансформировалось в одиссею нескольких персонажей, а затем и всего человечества. Это было путешествие сквозь пространство и время, переживание всех связанных с этим одержимостей, преодолений, конфликтов, унижений, поклонений кумирам, страхов, восторгов, грез и отторжений…

Возникали поразительные образы, которые открывали бесчисленное множество путей через океаны и пустыни. Порой эти пространства обретали поистине библейский масштаб. И точно так же события вдруг начинали представляться смехотворными, питая юмор, не позволяющий окончательно впасть в отчаяние.

В 1996-1997 годах «Неподвижным пассажирам» предстояло совершить странствие по всему миру. Теперь, оглядываясь на прошлое, эти темы кажутся еще более современными. Они еще сильнее взывают ко мне, провоцируют меня, заставляют подвергнуть их более глубокому изучению, продолжить некоторые сюжетные линии, переместить часть сценического действия за пределы океанов и пустынь…»

Филипп Жанти

«Моя мечта походит на утопию. Я уверен, что мы не добьемся мира между людьми, народами или социальными группами, пока не будем жить в мире с самими собой. К этому я и стремлюсь в своих спектаклях, что, возможно, немного наивно. В «Неподвижных пассажирах» присутствует политический подтекст. Я говорю о кризисе, о торжестве алчности, о крушении утопий, о национальной идентичности, о ношении паранджи... Но меньше всего на свете я хотел бы растерять свою поэтическую силу».

Филипп Жанти

«Одно из самых прекрасных творений Филиппа Жанти»

Приходите, и пусть глаза ваши будут закрыты, а чувства пробуждающимися. И, не откладывая, погрузитесь в шестое творение Филиппа Жанти.

На сцене восемь персонажей, восемь странников, пустившихся в одиссею через пространство и время, пересекающих все физические границы. Восемь неподвижных странников, вовлеченных в бесконечную череду постоянно меняющихся обстоятельств. Они подобны чувствам и пульсирующим состояниям души, которые непрерывно проносятся через наши сердца.

Филипп Жанти остается в пределах того мира, который он многократно пересекал в ходе своих бесчисленных гастролей. Но существует еще другой мир, который неизменно остается предметом его исследований - мир грез… Энергию и универсальность таким спектаклям, как «Неподвижные пассажиры», придает подчеркнутое осознание того, что каждому из нас присуща способность восторгаться, удивляться, мечтать и делать это так, как никто другой.

Исполнительный продюсер: Культурный центр в Невере и Ньевра


___

Из личного в этот вечер:)
Олечка, спасибо за встречу, бутылку французского алиготе - продолжение образного вечера случилось:), и за ослика: теперь буду каждый день думать о своей природе:))

Влюбилась в человека с прекрасным именем Амалор Артига: он так похож на одного любимого хрюнделя, что не могла удержаться от улыбок всю обратную дорогу домой:)))
Лысый, харизматичный, красавец, хотя многие со мной поспорят:)
Он дает интервью в ролике выше, хотя и на португальском языке. Фотографий в инете не нашла, а тут - пожалуйста, во всей своей красе:)))
И девочки красивые, хотя не идеальны, именно этой настоящестью и прекрасны.
Да все молодцы! Жаль только, что один актер травмировался и на сцене не 8 обещанных актеров, а семь.
Но если не знать, то проблемы не видишь.

Спектакль изумительный!! Притом, что философский и финал не оптимистичный, оставляет ощущение света и радости. Потому что талантлив неимоверно!!
За это им всем поклон и благодарность.
Tags: Театр 10-11, Чеховский фестиваль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments