Спектакль идет более 4 часов с 3 антрактами. Мне кажется, Бутусов превзошел сам себя: такое впечатление, что у него период влюбленности, настолько фееричный, страстный, сочный, красивый, яростный, отчаянный спектакль у него получился.
Смысл жизни для людей, населяющих вымышленный мир чеховской "Чайки" - Театр, который больше жизни, больше любви, который замещает всё, принося боль, одиночество, уничтожая и калеча души. Люди, отдающие себя на службу театральному чудовищу, часто бывают несчастны, может быть, даже слишком часто и не заслуженно, но, вероятно, они знают что-то, чего не знает никто..." Юрий Бутусов
Для любителей символов Бутусова: кресты на месте:)
Писать что-то внятное трудно: эмоциями фонтанировали артисты и сам Бутусов, эмоции ключом били изнутри.
Если бы меня попросили охарактеризовать бутусовскую "Чайку" одним словом, я бы выбрала слово "вариации". Это музыкальный термин, а все спектакли Бутусова музыкальны и по форме, и по содержанию.
ВАРИАЦИИ - один из приемов композиторской техники, а также жанр инструментальной музыки. В вариациях основная музыкальная идея подвергается разработке и изменениям. Произведения данного жанра часто называются "тема с вариациями" или "вариации на тему". <...> Средства варьирования темы разнообразны, среди них - мелодическое варьирование, гармоническое варьирование, ритмическое варьирование, изменения темпа, изменения тональности или ладового наклонения, варьирование фактуры
Разнообразные варьирования и составляют суть нового спектакля Юрия Бутусова.
Он словно пробует на вкус разные куски текста, представляя его и так, и эдак, в исполнении сначала одних артистов, затем других, то в мажорной тональности, то в минорной, то яростной комической скороговоркой, то фразами, разбитыми трагическими паузами. И герои, и текст так различны, что не успеваешь перестраиваться - тебе не дают скучать, твои мысли и чувства разворачивают постоянно на 180 градусов. Хрестоматийный текст Чехова становится очень живым и страстным, наполненным современными понятными настоящими чувствами.
Бутусовская "Чайка" посвящена актрисе Валентине Караваевой.
Из программки: Валентина Ивановна Караваева (1921-1998) - русская актриса, звезда популярнейшего в середине прошлого века фмиьма "Машенька" (реж. Райзман), актерская судьба которой оборвалась очень рано. После тяжелой автомобильной аварии она лишилась возможности сниматься в кино, не было удач и в театре. Потеряв всё, она не потеряла себя и до конца своих дней осталавась Актрисой. В полной нищете и забвении, в своей маленькой квартирке перед любительской камерой она играла Нину Заречную. Так она и умрела... Рядом лежала сделанная ею чайка, птица из проволоки, бумаги и перьев...
Я хорошо помню тв-передачу про эту актрису и те самые кадры, сделанные дома камерой: плохого качества в скудно освещенной комнате они завораживали каким-то странным ужасом верности профессии, надеждой на роли, каким-то фанатизмом жить и служить театру - это была самая настоящая "чайка"...
Несмотря на практически черно-белое аскетичное оформление - была и бумага, и перья, вместо проволоки веревки, канаты, - спектакль получился очень ярким и выразительным, потому что изобразительным приемом стала страсть - необузданная, практически животная, хлещущая струями воды, истекающая слюнями, рыдающая слезами, текущая энергией в зал, бьющая фонтаном влечения как шампанским из растревоженной бутылки.
Перед началом вышел сам Бутусов, предупредил, что будет 4 действия: час, 50 минут, 40 минут и час. Во втором действии стало понятно, почему он так разделил текст пьесы: каждое действие имеет свой характер. Первые два напоминали эстрадный концерт, этому впечатлению способствовала небольшая круглая сцена слева с четырьмя микрофонами на ней. Хотелось пуститься в пляс вместе с Артемом Осиповым, который исполнил хореографический джазовый этюд.
Но постепенно действие от праздничного, создающего эйфорию, перешло в трагическое - Бутусов показал несчастье каждого героя пьесы.
Финал, когда Тимофей Трибунцев пытается лететь в трех канатных петлях, так невыразимо прекрасен, что встает комок в горле.
Хочется говорить, рассказывать об этом спектакле долго, потому что Бутусов создал какое-то многомерное многослойное голографическое полотно: вариации во всех трех направлениях, пространствах. Он двигается не только не плоско, а объемно, но и с такой скоростью, что трудно поспеть за его мыслью. А сколько там чувства!!! Ведь он сам периодически вылетает - ВЫЛЕТАЕТ!! - на сцену, говорит монолог Треплева, танцует, беснуется, совершает немыслимые кульбиты, рисует - в заляпанных краской джинсах, как мальчишка, и то, что он делает, так похоже на какую-то хулиганскую игру, которая питается любовью - любовью в разных её проявлениях, духовной и телесной, мечтающей и изнемогающей, одновременно это и игра на музыкальных инструментах.
Соединение разного в одно, вплоть до плетения кос из волос двух актрис, играющих одну и ту же роль, соединение несоединимого, проба на вкус, цвет, прикосновение, звук - все чувства, как камушки, просматриваются на свет в поиске волшебной дырочки куриного бога, чтобы в радость, в удивление, в открытие необыкновенного в обычном.
Поразительный спектакль!!
Бесконечные восторги актерам, занятым в этом спектакле.
Юная Полина Райкина играет молодящуюся постбальзаковского возраста Аркадину, лишь в некоторых сценах её подменяет Лика Нифонтова - именно она показывает зрелую женскую страсть, тоску по неизбытому, непрожитому, незаконченному.
Треплева играют Тимофей Трибунцев, Антон Кузнецов, Денис Суханов и Артем Осипов.
Нину Заречную играют Агриппина Стеклова, Марьяна Спивак и Лика Нифонтова.
Машу - Марьяна Спивак и Марина Дровосекова.
Артем Осипов играет Дорна.
Денис Суханов - Тригорина.
Чехарда из людей: героев и актеров. Поди уследи, кто в кого в какой момент превращается.
Представили себе?:) Не соскучишься:)))
Восхитили абсолютно все - фейерверк!!
Про зрелых мастеров, к которым уже отношу и Артема Осипова, от которого по-женски просто млею:), говорить не буду: мастерство не пропьешь:)
Поразила Полина Райкина: прежде её не видела в спектаклях, только в читке пьесы, а тут смотрела и восхищалась. Похожая одновременно и на папу Константина, и на маму Елену Бутенко, которая заботливо ходит смотреть на работы дочери, в том числе и на читку в ЦИМ, она настолько раскована, уверена в себе, так легко играет возрастную роль, так искрится в этой роли - просто потрясающе!! Генетический талант, развитый хорошим образованием - человек абсолютно на своем месте, купается в любви родительской и собственной любви к искусству.
Отдельно хочу сказать о Марьяне Спивак.
Увидела её впервые ещё студенткой ШС МХАТ (курс Золотовицкого-Земцова, выпуск 2006 года).
Высокая, статная, завораживающе красивая девочка. Что-то в ней есть и от бабушки по маме Жанны Прохоренко, и от отца, Тимофея Спивака - вся её семья связана с кино. Она играла почти во всех спектаклях курса, затем была принята в труппу "Сатирикона", играет в МХТ в спектакле "С любимыми не расставайтесь", в нескольких спектаклях родного театра. В ней всегда была какая-то царственная осанка, то, что принято называть породой - слово грубоватое, но когда смотришь на изгибы её спины, на длинные тонкие пальцы рук, на точеный профиль, то вспоминаешь именно о том, что дает природа и что развить в себе невозможно. При этом девочка очень хорошо воспитана: она очень семейная, теплая, уютная, вежливая, у неё щедрая душа. Я всегда буду с благодарностью вспоминать её великодушное отношение ко мне в её студенчестве, когда я скептически отозвалась об одной её дипломной работе: другая бы обиделась, я по сыну вижу, как сложно юному творческому человеку слышать критику, а Марьяна отнеслась не только с пониманием, но и поразила меня теплым душевным отношением впоследствии. Это редкое человеческое качество - великодушие. За 5 лет, что я её знаю, не раз убеждалась в том, что она так относится к людям в принципе. Спасибо её родителям не только за внешнюю красоту, но и за красоту внутреннюю, что гораздо более ценно. С годами именно внутренняя красота делает человека привлекательным и внешне.
Новая роль показала Марьяну совсем иной, нежели я знала её прежде по другим ролям.
Юрий Бутусов словно сорвал с неё какие-то сдерживающие путы: такой страстности, свободы, яростного летящего отчаяния я в Марьяне ещё не видела, хотя роли у неё очень разные. Любовалась ею, не могла глаз отвести - как я радуюсь, что на её пути - жизненном и профессиональном - встретился такой режиссер, как Бутусов. Он смог увидеть тот потенциал чувств, который был открыт не каждому, словно убедил юную актрису довериться самой себе и зрителю.
Она пылала на сцене в каждой роли, меняя краски, как огонь меняет цвет в зависимости от температуры.
За Марьяну я теперь спокойна:)) Её прорвало:))) Верю, что её талант будет востребован.
Спектакль вызвал восторг!! Пусть и не у всех: в зале было много женщин сильно пенсионного возраста - у некоторых было недоумение. Страстность режиссера, очевидно, смущала выросших в ханжеское советское время "без секса" женщин.
А я только сейчас, найдя статью про Бутусова, с удивлением узнала, что ему в этом году исполняется 50 лет. Невозможно поверить!!! Я бы ему дала лет 35:))) Столько энергии, драйва, ликования исходит от этого человека, что можно только восхищаться жизнелюбием и радостью, исходящим от этого человека!
Короче:))
Спектакль надо обязательно смотреть!!!:)))
UPD. Ночью мысль улетела: там много иронии по отношению к классическому театру.