Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

"Бабочка", Александр Шувалов

 
«Вечное дитя» в человеке – это неописуемый опыт, своеобразие,
уравновешенность и божественные возможности.
Раскрепощенность, определяющая
конечную ценность – или бесценность – каждой личности»
К.Г. Юнг

По одной восточной легенде, однажды боги решили сотворить мир. Они создали звезды, луну, моря, горы, цветы, облака, птиц и зверей. Затем создали человека. И наконец, они создали истину. Задумались боги: куда спрятать истину, чтобы человек ее сразу не нашел? Им хотелось, чтобы человек искал ее подольше.
- Давайте спрячем ее на самой высокой горной вершине, - сказал один бог.
- Давайте спрячем ее на обратной стороне луны, - предложил другой.
- Давайте спрячем ее во мраке морских глубин.
- Давайте спрячем ее на самой далекой звезде.
Наконец, самый древний и мудрый бог сказал: «Нет, мы спрячем ее в душе человека. Он будет искать истину по всей Вселенной, не подозревая, что носит ее в себе».

Стремиться к совершенству - что это значит? В толковом словаре русского языка совершенный – значит безукоризненный, полный, несомненный… Следуя логике определения, можно предположить: совершенный – значит истинный.

Если мы обратимся к живой природе, то заметим, что всему в ней присущ изначальный план или замысел: семечко прорастает цветком, но никак не может стать теленочком; гусеница превращается в бабочку, а не в голубя, не в ласточку… Разумно предположить, что каждый новорожденный младенец несет в себе момент истины – собственный замысел – источник самобытности, точку отсчета. Наблюдая за здоровым ребенком, мы легко заметим, как он постоянно напоминает нам: «Я есть то, что я есть». Быть тем, кто ты есть – не в этом ли секрет совершенства, его глубочайший духовный смысл? Интересно, что, явившись в образе говорящего куста, Бог назвал Моисею свое имя: «Я, есмь то, что я есть» (в Библии «Я есмь сущий» Исход 3:14). Не познав глубин человеческой души, трудно судить, насколько преуспело человечество в своем стремлении к совершенству. Очевидно одно – эта проблема снова и снова встает перед каждым человеком, наградой или расплатой.

Ассенизатор, всю жизнь занимающийся чисткой сточных канав, привык с течением времени к отвратительному запаху. Как-то раз, оказавшись на базаре, этот славный человек подошел к прилавку торговца розовым маслом. Ароматы, приятные каждому, так сильно подействовали на него, что ассенизатор упал в обморок. Как ни пытались привести его в сознание, все было напрасно. Появившийся лекарь по одежде узнал профессию больного, поднял с земли кусок помета и поднес к самому лицу несчастного. Ассенизатор открыл глаза, а люди смотрели на это, как на чудо. Лекарь же произнес спокойно: «Этот человек никогда не знал запаха розового масла. Его «розовое масло» сделано из другого вещества. Тот, кто не познал сути бытия, как он может понять суть бытия».

Мы все когда-то были детьми, и наша незавершенность, наша неосуществленность делала нас бесконечно богатыми. Нам предстояло творить свою жизнь, обретая в ней себя. Кто я теперь, и в чем мое предназначение? Тысячелетия человек в поиске ответов погружался внутрь себя. Универсальный язык – язык символов, позволяет обратиться к одному из важнейших источников человеческой мудрости – мифу и соприкоснуться с глубинными уровнями нашей собственной личности.

В мировой мифологии процесс творения личности цикличен. Периодически в мире воцаряется хаос: горы рушатся, по равнинам текут реки пламени, земля стонет и содрогается в конвульсиях подобно роженице, угроза разрушения и гибели кажется неминуемой. Подобные события, однако, предвещают наступление нового, счастливого века. Все старое, отжившее должно быть низвергнуто в хаос, чтобы начался новый цикл творения. Во многих мифах упоминается чудесное дерево, преодолевшее разрушительный хаос. Вершина его достигает спасительных небес, и по ветвям поднимается в небеса чудесный ребенок, появление которого знаменует наступление золотого века. Старики молодеют, больные исцеляются, голодные насыщаются. Люди живут в мире и согласии со спокойной и чистой душой.

Восточная мудрость гласит: конец рождения – смерть, конец смерти – рождение. Мы все когда-то явились миру чудесными младенцами, принцами и принцессами. И не важно, сколько Вам сегодня лет, внутри Вас все равно прячется милое дитя, бескомпромиссно жаждущее рождения. Даже если Вы деловая и независимая женщина, внутри Вас живет маленькая нежная девочка, которая страстно желает любви и тепла, для которой жизнь – это мистерия быть по-настоящему живой, для которой мир – это новый мир в каждый новый момент, и она тоже является частью Вселенной. Эта девочка вне светских правил и законов, она сама - закон, не предусмотренный никаким кодексом. Она не удовлетворяется меньшим и потому может приносить массу неудобств и хлопот. И эту девочку не обмануть, разве только изгнать в безвременье. Такая уязвимая и хрупкая, как травинка. Но травинка, прорастая, поднимает асфальт, раскалывает камень… Внутренний ребенок – это неистребимая потребность в непрерывном самовыражении. Это сила, стремящаяся прорваться за рамки обыденного и привычного, искусственного и притворного, подняться с «прокрустова ложа» стандартного, стереотипного поведения, принятого, реализоваться в океане ощущений, фантазий и снов, расслышать ее голос за настойчивым хором предписаний: «должна…», «следует…» , «необходимо…». Этот голос подскажет, что для нас истинно, а что – ложно, что на пользу, а что во вред в ежедневной необходимости выбирать, принимать решения, совершать поступки. И в этом нет ничего грандиозного или необычного, это то, что и так должно быть. Известно, что нормальная температура тела «36 и 6». Внутренний ребенок – это «иммунная система» нашей души, внутренний барометр, удерживающий нас между испепеляющим жаром грехопадения и холодом нездорового самоумервщления.

Вечное дитя в человеке – источник духовного роста, самобытности и душевной чистоты, момент истины, искра божья – все эти эпитеты недостаточны для создания сколько-нибудь очевидного образа.

В жизни случаются периоды, когда скрепя сердце, входишь в каждый новый день не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Обман, болезнь, предательство, несчастный случай… Иные обстоятельства – бумеранг, запущенный ранее нами самими по бездумной самоуверенности или неискушенной наивности. Оступиться, сбиться с пути, оказаться на обочине жизни, утратить опору в себе самом можно по-разному: надломившись под натиском вероломной недоброжелательности, отчаявшись в атмосфере холодного бездушия или не устояв перед соблазном, поддавшись искушению. Не умея услышать или не желая внимать голосу внутреннего ребенка, несложно оказаться в хаосе душевных переживаний, во власти несбывшегося, стать пленником обстоятельств или заложником собственного несовершенства. Тем более, что жизненные невзгоды несут в себе момент «вторичной выгоды». Из неприятностей можно извлекать приличные дивиденды. Есть чем оправдаться перед другими и собой, честным и благородным; козыряя неприятностями, можно ставить условия, выдвигать требования, предъявлять счета близким и дальним, манипулировать родными и чужими; искать и находить причины в других, «испытывая» собственную совесть на податливость и пластичность; убедительно, со сладострастием вживаться в роль жертвы. Но в любой момент можно остановиться, чтобы осознать: сегодня первый день из оставшихся мне в этой жизни; задуматься, как распорядиться ими и собой.

Каждый из нас – клеточка единого Вселенского организма, в каждом из нас зерно Вселенского разума, инерция Вселенской силы, искра Вселенской любви. Мы живем, и это не случайно. Поверить в свое предназначение – значит, поверить, что такой никогда не было и не будет впредь; что все уже дано, осталось использовать по назначению.

Вечное дитя в человеке – это внутренний проводник, дарованный нам, чтобы мы в поисках себя не удалились от истины слишком далеко; медиатор, примиряющий нас с миром и с самими собой. Есть такая история про комнату с двумя дверьми, на одной написано «Рай», а на другой «Лекция о рае». Возле второй выстраивается очередь, возле первой никого.
А какую дверь выбираете Вы?

В одном городе жили мудрец и завистник. Мудрец читал проповеди, щедро делился с людьми знаниями. Его любили и почитали. Завистнику не давали покоя чужие известность и признание, и он вынашивал планы, как бы разоблачить этого мудреца.
И наконец решил: поймаю я бабочку, спрячу в ее ладонях и во время проповеди спрошу мудреца: «Что в моих руках?». Он, конечно, скажет, что бабочка. Но тогда я спрошу его: живая она или мертвая? Если он скажет, что живая, я, прежде чем раскрыть ладони, незаметно крепко сожму их, и все увидят мертвую бабочку; если скажет, что мертвая, я выпущу бабочку, и все увидят, что никакой он не мудрец.
Настало время проповеди. Завистник, растолкав на площади людей, приблизился к мудрецу и громко крикнул:
- Эй! Ты говоришь, что ты – мудрец? - и услышал невозмутимый ответ:
- Я – человек. Ем, когда хочу есть, сплю, когда хочу спать. Общаюсь с людьми. Я просто живу.
- Не морочь нам голову, - продолжал завистник. – Лучше скажи, что у меня в руках?
- Бабочка, - ответил мудрец.
- Ясно, что бабочка. Ты скажи, она – живая или мертвая?
На что мудрец ответил: «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ»


(с) А.В. Шувалов
Tags: Психология, Шувалов, ссылки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments