Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

"Трехгрошовая опера", реж. К. Серебренников, МХТ

Оперу Б. Брехта на музыку К. Вайля впервые смотрела с любимцем и любителем женщин Андреем Мироновым - это было подобие мюзикла в костюмах начала века с лихими плясками девушек, которых тогда как именовали, не помню, а мхтовских (сделан новый перевод) звучно называют б...ми (в зале были зачем-то и дети, хотя на сайте предупреждают, что ... не надо бы детей-то). У одной из жен Мэкки-ножа, которую играла Нина Корниенко, слетела туфелька с ноги при исполнении канкана, улетела в публику, повергнув актрису в немалое смятение, а её "коллегам", напротив, подняв настроение.
Сегодня в главной роли был Константин Хабенский - кумир других поколений девушек и женщин.
Спектакль, несмотря на разудалые не столько оперные, сколько оперетточные песни и пляски, на самом деле довольно печальный. История эта - о людях, в которых сочетается добро и зло, светлое и темное: один и тот же человек в одних условиях преданный и любящий, в других - предатель и потребитель, и каждый раз это - правда; полицейский в милицейской форме одновременно и блюститель порядка, и братан бандита; коллеги и конкуренты - "главы отделов" воровского мира - даже породнившись, остаются врагами; две любовницы Мэкки то дерутся, то говорят друг другу, что Мэкки любит соперницу, словно поддерживая друг друга в трудную минуту, превращаясь из врагов в подруг.
Просто жизнь, которая, как известно, есть театр, а люди в ней актеры. (с)


Спектакль грандиозный, затратный, с размахом - впечатляет.
Идет почти 4 часа с двумя антрактами.

На сцене живой оркестр, микрофоны с прикрученными видеокамерами, транслирующие на задник сцены - голые кирпичные стены - лица поющих или происходящее на сцене в негативном изображении, когда все белое становится черным и наоборот, словно символизируя мысль о том, что не всё так, как кажется, и меняется туда-обратно легко.

К. Серебренников по традиции сочинил и костюмы, и оформление (вместе с Николаем Симоновым) спектакля: костюмов много, герои меняют их, как Мэкки-нож меняет перчатки.
Платья актрис яркие, подчеркивающие женские соблазнительные формы. Одежда героев Брехта по серебренниковской традиции отсылает их в наше время в столицу: нищие бродят с табличками "Англия для англичан", "Нет полицейскому произволу", "собираю на операцию" - подобные тексты мы видим каждый день в метро или на стенах домов в виде граффити.
Сочно и жизненно показаны нравы "нищих" - как обучают актерскому мастерству, как переодеваются для "работы", как выживают те, кому приходится снимать комнаты в Москве.

Во втором действии Сергей Медведев в микрофон вдруг объявил, что запрет на фотосъемку он отменяет на время следующего номера и желающие могут подняться на сцену и сфотографироваться. Желающие потянулись, однако.
Пока Хабенский пел песню, к нему подходили дамы, обнимались, а Медведев на их фотоаппараты снимал это странное соседство. Дамы были похожи на тех, для кого это - звездный час всей жизни, настолько отважным это выглядело: они преодолевали нехилые зажимы ради снимка на сцене с Хабенским при полном зале.
Из второго ряда партера быстро выбралась женщина в черно-белом с претензией платье, в руках которой, в отличие от предыдущих дам простого вида, была зеркалка с большим объективом: качество снимка обещало быть супер. Два руководителя преступного мира Мэкки и Питчем, обводя зал руками, во время действия пошутили, что перед ними нищих нет, разве что на галерке - билеты на спектакль, действительно, недешевы. И девушка с зеркалкой со второго ряда заплатила за билет немалую сумму, возможно, ради этой фотографии с Хабенским - на сайте есть информация, что такое возможно.
И что вы думаете??
Медведев щелкнул раз - сработала вспышка, Сергей посмотрел на экран фотоаппарата, поднес снова к глазам и щелкнул второй раз, внизу уже ждала следующая дама, этой надо было уходить. Черно-белая женщина вся в чувствах отправилась на место, её подруга, пристав с места, что-то эмоционально говорила ей. Та не слушала находясь в эйфории от объятий с Хабенским. И только сев на место, она обнаружила, что забыла снять крышечку с объектива...
Трагедия.
...

Во втором антракте я стояла в очереди в дамское заведение у гардероба и видела, что некоторые одеваются, не дождавшись окончания спектакля. За мной стояли две девушки, обсуждавшие спектакль. Одна сказала, что совсем не театралка, ходит в театры редко, сравнить ей не с чем, поэтому аргументы подруги относительно качества спектакля не может поддержать ничем. Затем я услышала: "Надо будет посмотреть, кто режиссер - билеты дорогие, а спектакль не очень, я бы тоже ушла, если бы не деньги, досмотрю уж." Тут я не выдержала: "Режиссер Кирилл Серебренников".
- Да? - на лице у девушка отразилась смесь недоумения и негодования. - У него ведь обычно хорошие спектакли! - сказала "нетеатралка" таким тоном, как будто её нагло обманули.
- Но этот спектакль тоже хороший. Просто он делает очень разные спектакли. (Про дело вкуса я не стала говорить почему-то). К тому же, кто знает, может быть, третье действие примирит вас и оставит хорошее впечатление от спектакля.

Усевшись на место, я увидела, как перед началом третьего действия по залу друг за другом ходят "попрошайки", которые так настойчиво повторяют действия подземных бомжиков, что зрители раскошеливаются на реальные деньги:)
Сергей Медведев собрал больше всех:)
Причем некая дама из партера взяла у своего мужчины сотенную, подошла к сцене (антракт бы на исходе, но третьего звонка ещё не было), поманила Медведева бумажкой, требуя жестом, чтобы тот спустился в зал, но он, нагло выпрашивая деньги, так и не спустился, пришлось даме подниматься на сцену, чтобы "подать нищему":)
Воодушевленная шаговой доступностью актера, на сцену взобралась девушка, торжественно положившая в ладонь Медведева монетку, тот разочарованно пожурил её, на что она радостно вывернула пустые карманы.

Роман Шаляпин, которого видеть в этом спектакле было неожиданно и приятно (в мхатовском спектакле впервые увидела выпускника не ШС МХАТ, но ГИТИСа, Мастерской Олега Кудряшова 2006 года выпуска), искал некую Валю со сцены, из партера, из бельэтажа и с балкона, повеселив всех - и тех, кто спекталь смотрел стоя у стены балкона с большими биноклями в руках.

На сцене под гитару поют "афганцы" в колясках, "скромный оперный певец", экзальтированная дамочка под Жанну Агузарову, бродят "пенсионерка-коммунистка", беременная с картонкой "я осталась одна". Тут перемешаны форма и полицейских, и "милицейских", проститутки с мамочками и орденоносцы в кроличьей шапке и авоськой из Ашана, здоровые и инвалиды.

Марина Голуб раздала зрителям, сидящим у прохода в первых рядах партера, картонки, велев поднять их по её знаку, попутно шутя с теми, кому вручала картонки, намекая мужчине с цветами, что "пусть он так с цветами и сидит, пока она тут мимо него ходит", но мужик оказался стойким и объяснил, что цветы для девушки:))

Интерактивность третьего действия позабавила и оживила зал. Было ощущение абсолютной реальности происходящего, будто мы все и впрямь в метро, а не в театре.

Актрисы взлетали на лонжах на высоту 5-го этажа, Хабенского-Мэкки эффектно "вздернули" на виселице после отсидки в "лекторовской" прозрачной кабинке полицейского участка.

Однако Мэкки-нож не повешен: в последний момент королева в честь своей коронации милует приговоренного к смерти. Мэкки получает жизнь из рук женщины, которая о нем ничего не знает, после того, как от него отвернулись друзья и коллеги, предали любимые и прежде любящие женщины: никто из тех, с кем он близок, не помог ему - никто из тех, кому он по-настоящему и не доверял, пряча себя в непроницаемую бронь потребительских отношений так же, как прятал руки в белые перчатки: предали все, но по сути, он предал их первым, к нему лишь вернулось им же выпущенное.

Милость королевы представлена на сцене неким "вестником" в виде огромного скелета всадника с горящими глазами на скелете лошади: масштабное явление этой картины порождает в зале единый вздох изумления.

По заднику сцены сверху падает ковровая дорожка, по которой Мэкки-нож эффектно поднимается на самый верх. Куда? Додумает каждый.

Спектакль насыщен моментами, деталями, щедро рассыпанными фантазией Серебренникова, так что глаза разбегаются: действие происходит на всем объеме сцены, действующих лиц много, всё ярко, сочно, вкусно, натурально.
Кирилл Серебренников - явный визуал, для него важны красивые картинки, поэтому у него и фильмы прекрасные, запоминающиеся, ведь зрение - один из самых информативных органов чувств: у КС отличное кинематографическое мышление, чуть клиповое, рассчитанное на дорогие эффекты, в нем есть что-то феллиниевское, мощное, мускулинное, при этом культуристское.

Актеры великолепны все!!

Марина Голуб - потрясающей харизмы актриса!! Она сейчас сделалась брюнеткой с белой прядью - эта крупная, рубенсовской-кустодиевской красоты женщина удивительно соблазнительна в своей вере в собственную неотразимость, что магическим образом передается мужчинам - сыграла сильную авторитарную мать и жену.

Сергей Сосновский - актер тонких психологических нюансов, имеющий широкий диапазон красок, ещё и поет прекрасно, что для меня стало открытием, при том, что его тембром голоса восхищаюсь давно, да и добрый магнетизм, который я когда-то увидела в его глазах, сидя очень близко к сцене, покорил навсегда.

Ксения Лаврова-Глинка сыграла свою Полли Пичем очень разной - легко, талантиво, с азартом и удовольствием, перевоплощаясь из мелкой "давалки" в любящую женщину, которая познала вкус денег и власти и превратилась в подобие своей матери - матерую хищницу.

Отлично сыграла роль Дженни моя любимая Янина Колесниченко - это и мамочка у шлюх, и бывшая возлюбленная, которая всё ещё чего-то ждет и на что-то надеется, а когда надежда и вера в любовь исчезает, предает Мэкки: разочарованная женщина мстит не только за его предательство её самой, но и других, становится орудием возмездия.

Шикарная Люси получилась у Марии Зориной: их соперничество-дружба, спетые с Ксенией Лавровой-Глинкой дуэтом-дуэлью, потрясли и силой эмоций, и красотой пения.
Мария и Ксения настолько разные, что Мэкки-Хабенского можно понять: между ними трудно выбрать одну, проще получить и то, и другое - очень по-мужски.:)

Мужской дуэт не по пьесе, но по энергетике получился и у Сергея Медведева с Игорем Хрипуновым - они летали по сцене, переодеваясь, общаясь со зрителями, как два вулкана, исторгающих лаву разных эмоций, движений, звуков, интонаций - восторг!

Ансамбль актеров вместе с оркестром создал праздник - не развлекуху, несмотря на обилие "эстрадных" приемов, визуальных в том числе, которые так любит Серебренников (был даже момент пародии на Брежнева, исполненной Мариной Голуб - крошечный, но яркий узнаваемой интонацией и вполне уместный), но действие, насыщенное информацией к прочувствованию.

На поклонах встретились глазами с Ромой Шаляпиным. Он меня узнал и благодарно разулыбался: года два назад мы с ним разговорились в буфете ЦИМа, где он сидел с Артемом Тульчинским и напомнил ему, что я дарила им шоколадки, когда приходила на выпускные спектакли Кудряшей, Артем тогда мечтательно сказал: "Да, помню, мы ими закусывали!":)) И я тогда пожелала им новых ролей, шутливо похваставшись, что приношу удачу, пусть пользуются, на что Рома как-то задумчиво ответил: "Приходите на наши спектакли обязательно!"
Вот - пришла:))
В его взгляде было что-то очень теплое и хорошее, у меня чуть слезы не покатились: прошло 5 лет, как я увидела их впервые студентами, такие странные чувства возникают в душе, когда вспоминаешь их входящими в профессию, но уже вызывающими мысли об их талантливом проявлении у хороших режиссеров. Щемит ещё и потому, что не ошиблась в них. Верить в человека и убеждаться, что вера оказалась верной, дорого.

А потом помахала рукой и Ксении Тепловой, которую тоже знаю со студенческих времен:))
Так трогательно, что ребята запоминают зрителей, которые их благодарят: 8 лет я смотрю спектакли ШС МХАТ и ГИТИСа, иногда ношу полюбившимся студентам какие-то недорогие подарки - шоколадки или небольшие мягкие игрушки, так хочется побаловать талантливых ребят, которые пока ещё до конца не осознают, что будут востребованы, так радостно подбросить им веру в себя - и ведь проходят годы, а они узнают случайных зрителей.
Ксению, тогда ещё Васильеву, увидела вместе с Игорем Тепловым (за которого потом она вышла замуж, и Валера Трошин, которому я как-то после "Пролетного гуся" на день рождения подарила коробочку чая, с гордостью мне сообщил, что хочет отдать чай Ксении: "Ксюша ведь взяла фамилию мужа, это такая редкость!!" Я с радостью согласилась:))) на Любимовке, и вдруг она обернулась ко мне и спросила: "Ведь это вы подарили нам свечки?" Я потряслась: прошел почти год, а она не только помнит тот случай, но и узнала в совершенно неподходящей обстановке. Теплая благодарная девочка, которой так подходит её новая фамилия:))

Получилось многословно, но и спектакль такой, что о нем хочется подробно рассказать.
Долгое послевкусие после него - в очень большой степени благодаря актерам, которые его играют с таким удовольствием, что заражаешься им тоже.


А про Хабенского не сказала ничего.
Что тут сказать?
Хабенский:))))

У Андрея Миронова Мэкки был каким-то галантным, у которого глаза разбегались, он был ... Фигаро.
У Хабенского Мэкки почему-то отчаянный, живущий так, словно завтра не наступит и нужно нажиться сегодня.

А может быть, так и надо?
Tags: МХТ, Театр 10-11
Subscribe

  • Про хорошее в людях, или о пользе личного общения

    Перед лоджией в квартире, где жила мама, растут деревья, ветви которых дают тень, отчего в квартире не хватает солнца. Так мне кажется, хотя я там не…

  • Из темноты пещер

    Сынок сделал новый мультик. К Юрию Гагарину относится с огромным уважением, на 2 курсе за свои деньги снял фильм про Гагарина. Говорил тогда, что…

  • "Керосин", режиссер Юсуп Разыков

    Посмотрела на он-лайн фестивале Дубль дв@ прекрасный фильм. Будучи в Узбекистане, открыла для себя этот народ с наилучшей стороны. Узбеки,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments