Сегодня в главной роли был Константин Хабенский - кумир других поколений девушек и женщин.
Спектакль, несмотря на разудалые не столько оперные, сколько оперетточные песни и пляски, на самом деле довольно печальный. История эта - о людях, в которых сочетается добро и зло, светлое и темное: один и тот же человек в одних условиях преданный и любящий, в других - предатель и потребитель, и каждый раз это - правда; полицейский в милицейской форме одновременно и блюститель порядка, и братан бандита; коллеги и конкуренты - "главы отделов" воровского мира - даже породнившись, остаются врагами; две любовницы Мэкки то дерутся, то говорят друг другу, что Мэкки любит соперницу, словно поддерживая друг друга в трудную минуту, превращаясь из врагов в подруг.
Просто жизнь, которая, как известно, есть театр, а люди в ней актеры. (с)
Спектакль грандиозный, затратный, с размахом - впечатляет.
Идет почти 4 часа с двумя антрактами.
На сцене живой оркестр, микрофоны с прикрученными видеокамерами, транслирующие на задник сцены - голые кирпичные стены - лица поющих или происходящее на сцене в негативном изображении, когда все белое становится черным и наоборот, словно символизируя мысль о том, что не всё так, как кажется, и меняется туда-обратно легко.
К. Серебренников по традиции сочинил и костюмы, и оформление (вместе с Николаем Симоновым) спектакля: костюмов много, герои меняют их, как Мэкки-нож меняет перчатки.
Платья актрис яркие, подчеркивающие женские соблазнительные формы. Одежда героев Брехта по серебренниковской традиции отсылает их в наше время в столицу: нищие бродят с табличками "Англия для англичан", "Нет полицейскому произволу", "собираю на операцию" - подобные тексты мы видим каждый день в метро или на стенах домов в виде граффити.
Сочно и жизненно показаны нравы "нищих" - как обучают актерскому мастерству, как переодеваются для "работы", как выживают те, кому приходится снимать комнаты в Москве.
Во втором действии Сергей Медведев в микрофон вдруг объявил, что запрет на фотосъемку он отменяет на время следующего номера и желающие могут подняться на сцену и сфотографироваться. Желающие потянулись, однако.
Пока Хабенский пел песню, к нему подходили дамы, обнимались, а Медведев на их фотоаппараты снимал это странное соседство. Дамы были похожи на тех, для кого это - звездный час всей жизни, настолько отважным это выглядело: они преодолевали нехилые зажимы ради снимка на сцене с Хабенским при полном зале.
Из второго ряда партера быстро выбралась женщина в черно-белом с претензией платье, в руках которой, в отличие от предыдущих дам простого вида, была зеркалка с большим объективом: качество снимка обещало быть супер. Два руководителя преступного мира Мэкки и Питчем, обводя зал руками, во время действия пошутили, что перед ними нищих нет, разве что на галерке - билеты на спектакль, действительно, недешевы. И девушка с зеркалкой со второго ряда заплатила за билет немалую сумму, возможно, ради этой фотографии с Хабенским - на сайте есть информация, что такое возможно.
И что вы думаете??
Медведев щелкнул раз - сработала вспышка, Сергей посмотрел на экран фотоаппарата, поднес снова к глазам и щелкнул второй раз, внизу уже ждала следующая дама, этой надо было уходить. Черно-белая женщина вся в чувствах отправилась на место, её подруга, пристав с места, что-то эмоционально говорила ей. Та не слушала находясь в эйфории от объятий с Хабенским. И только сев на место, она обнаружила, что забыла снять крышечку с объектива...
Трагедия.
...
Во втором антракте я стояла в очереди в дамское заведение у гардероба и видела, что некоторые одеваются, не дождавшись окончания спектакля. За мной стояли две девушки, обсуждавшие спектакль. Одна сказала, что совсем не театралка, ходит в театры редко, сравнить ей не с чем, поэтому аргументы подруги относительно качества спектакля не может поддержать ничем. Затем я услышала: "Надо будет посмотреть, кто режиссер - билеты дорогие, а спектакль не очень, я бы тоже ушла, если бы не деньги, досмотрю уж." Тут я не выдержала: "Режиссер Кирилл Серебренников".
- Да? - на лице у девушка отразилась смесь недоумения и негодования. - У него ведь обычно хорошие спектакли! - сказала "нетеатралка" таким тоном, как будто её нагло обманули.
- Но этот спектакль тоже хороший. Просто он делает очень разные спектакли. (Про дело вкуса я не стала говорить почему-то). К тому же, кто знает, может быть, третье действие примирит вас и оставит хорошее впечатление от спектакля.
Усевшись на место, я увидела, как перед началом третьего действия по залу друг за другом ходят "попрошайки", которые так настойчиво повторяют действия подземных бомжиков, что зрители раскошеливаются на реальные деньги:)
Сергей Медведев собрал больше всех:)
Причем некая дама из партера взяла у своего мужчины сотенную, подошла к сцене (антракт бы на исходе, но третьего звонка ещё не было), поманила Медведева бумажкой, требуя жестом, чтобы тот спустился в зал, но он, нагло выпрашивая деньги, так и не спустился, пришлось даме подниматься на сцену, чтобы "подать нищему":)
Воодушевленная шаговой доступностью актера, на сцену взобралась девушка, торжественно положившая в ладонь Медведева монетку, тот разочарованно пожурил её, на что она радостно вывернула пустые карманы.
Роман Шаляпин, которого видеть в этом спектакле было неожиданно и приятно (в мхатовском спектакле впервые увидела выпускника не ШС МХАТ, но ГИТИСа, Мастерской Олега Кудряшова 2006 года выпуска), искал некую Валю со сцены, из партера, из бельэтажа и с балкона, повеселив всех - и тех, кто спекталь смотрел стоя у стены балкона с большими биноклями в руках.
На сцене под гитару поют "афганцы" в колясках, "скромный оперный певец", экзальтированная дамочка под Жанну Агузарову, бродят "пенсионерка-коммунистка", беременная с картонкой "я осталась одна". Тут перемешаны форма и полицейских, и "милицейских", проститутки с мамочками и орденоносцы в кроличьей шапке и авоськой из Ашана, здоровые и инвалиды.
Марина Голуб раздала зрителям, сидящим у прохода в первых рядах партера, картонки, велев поднять их по её знаку, попутно шутя с теми, кому вручала картонки, намекая мужчине с цветами, что "пусть он так с цветами и сидит, пока она тут мимо него ходит", но мужик оказался стойким и объяснил, что цветы для девушки:))
Интерактивность третьего действия позабавила и оживила зал. Было ощущение абсолютной реальности происходящего, будто мы все и впрямь в метро, а не в театре.
Актрисы взлетали на лонжах на высоту 5-го этажа, Хабенского-Мэкки эффектно "вздернули" на виселице после отсидки в "лекторовской" прозрачной кабинке полицейского участка.
Однако Мэкки-нож не повешен: в последний момент королева в честь своей коронации милует приговоренного к смерти. Мэкки получает жизнь из рук женщины, которая о нем ничего не знает, после того, как от него отвернулись друзья и коллеги, предали любимые и прежде любящие женщины: никто из тех, с кем он близок, не помог ему - никто из тех, кому он по-настоящему и не доверял, пряча себя в непроницаемую бронь потребительских отношений так же, как прятал руки в белые перчатки: предали все, но по сути, он предал их первым, к нему лишь вернулось им же выпущенное.
Милость королевы представлена на сцене неким "вестником" в виде огромного скелета всадника с горящими глазами на скелете лошади: масштабное явление этой картины порождает в зале единый вздох изумления.
По заднику сцены сверху падает ковровая дорожка, по которой Мэкки-нож эффектно поднимается на самый верх. Куда? Додумает каждый.
Спектакль насыщен моментами, деталями, щедро рассыпанными фантазией Серебренникова, так что глаза разбегаются: действие происходит на всем объеме сцены, действующих лиц много, всё ярко, сочно, вкусно, натурально.
Кирилл Серебренников - явный визуал, для него важны красивые картинки, поэтому у него и фильмы прекрасные, запоминающиеся, ведь зрение - один из самых информативных органов чувств: у КС отличное кинематографическое мышление, чуть клиповое, рассчитанное на дорогие эффекты, в нем есть что-то феллиниевское, мощное, мускулинное, при этом культуристское.
Актеры великолепны все!!
Марина Голуб - потрясающей харизмы актриса!! Она сейчас сделалась брюнеткой с белой прядью - эта крупная, рубенсовской-кустодиевской красоты женщина удивительно соблазнительна в своей вере в собственную неотразимость, что магическим образом передается мужчинам - сыграла сильную авторитарную мать и жену.
Сергей Сосновский - актер тонких психологических нюансов, имеющий широкий диапазон красок, ещё и поет прекрасно, что для меня стало открытием, при том, что его тембром голоса восхищаюсь давно, да и добрый магнетизм, который я когда-то увидела в его глазах, сидя очень близко к сцене, покорил навсегда.
Ксения Лаврова-Глинка сыграла свою Полли Пичем очень разной - легко, талантиво, с азартом и удовольствием, перевоплощаясь из мелкой "давалки" в любящую женщину, которая познала вкус денег и власти и превратилась в подобие своей матери - матерую хищницу.
Отлично сыграла роль Дженни моя любимая Янина Колесниченко - это и мамочка у шлюх, и бывшая возлюбленная, которая всё ещё чего-то ждет и на что-то надеется, а когда надежда и вера в любовь исчезает, предает Мэкки: разочарованная женщина мстит не только за его предательство её самой, но и других, становится орудием возмездия.
Шикарная Люси получилась у Марии Зориной: их соперничество-дружба, спетые с Ксенией Лавровой-Глинкой дуэтом-дуэлью, потрясли и силой эмоций, и красотой пения.
Мария и Ксения настолько разные, что Мэкки-Хабенского можно понять: между ними трудно выбрать одну, проще получить и то, и другое - очень по-мужски.:)
Мужской дуэт не по пьесе, но по энергетике получился и у Сергея Медведева с Игорем Хрипуновым - они летали по сцене, переодеваясь, общаясь со зрителями, как два вулкана, исторгающих лаву разных эмоций, движений, звуков, интонаций - восторг!
Ансамбль актеров вместе с оркестром создал праздник - не развлекуху, несмотря на обилие "эстрадных" приемов, визуальных в том числе, которые так любит Серебренников (был даже момент пародии на Брежнева, исполненной Мариной Голуб - крошечный, но яркий узнаваемой интонацией и вполне уместный), но действие, насыщенное информацией к прочувствованию.
На поклонах встретились глазами с Ромой Шаляпиным. Он меня узнал и благодарно разулыбался: года два назад мы с ним разговорились в буфете ЦИМа, где он сидел с Артемом Тульчинским и напомнил ему, что я дарила им шоколадки, когда приходила на выпускные спектакли Кудряшей, Артем тогда мечтательно сказал: "Да, помню, мы ими закусывали!":)) И я тогда пожелала им новых ролей, шутливо похваставшись, что приношу удачу, пусть пользуются, на что Рома как-то задумчиво ответил: "Приходите на наши спектакли обязательно!"
Вот - пришла:))
В его взгляде было что-то очень теплое и хорошее, у меня чуть слезы не покатились: прошло 5 лет, как я увидела их впервые студентами, такие странные чувства возникают в душе, когда вспоминаешь их входящими в профессию, но уже вызывающими мысли об их талантливом проявлении у хороших режиссеров. Щемит ещё и потому, что не ошиблась в них. Верить в человека и убеждаться, что вера оказалась верной, дорого.
А потом помахала рукой и Ксении Тепловой, которую тоже знаю со студенческих времен:))
Так трогательно, что ребята запоминают зрителей, которые их благодарят: 8 лет я смотрю спектакли ШС МХАТ и ГИТИСа, иногда ношу полюбившимся студентам какие-то недорогие подарки - шоколадки или небольшие мягкие игрушки, так хочется побаловать талантливых ребят, которые пока ещё до конца не осознают, что будут востребованы, так радостно подбросить им веру в себя - и ведь проходят годы, а они узнают случайных зрителей.
Ксению, тогда ещё Васильеву, увидела вместе с Игорем Тепловым (за которого потом она вышла замуж, и Валера Трошин, которому я как-то после "Пролетного гуся" на день рождения подарила коробочку чая, с гордостью мне сообщил, что хочет отдать чай Ксении: "Ксюша ведь взяла фамилию мужа, это такая редкость!!" Я с радостью согласилась:))) на Любимовке, и вдруг она обернулась ко мне и спросила: "Ведь это вы подарили нам свечки?" Я потряслась: прошел почти год, а она не только помнит тот случай, но и узнала в совершенно неподходящей обстановке. Теплая благодарная девочка, которой так подходит её новая фамилия:))
Получилось многословно, но и спектакль такой, что о нем хочется подробно рассказать.
Долгое послевкусие после него - в очень большой степени благодаря актерам, которые его играют с таким удовольствием, что заражаешься им тоже.
А про Хабенского не сказала ничего.
Что тут сказать?
Хабенский:))))
У Андрея Миронова Мэкки был каким-то галантным, у которого глаза разбегались, он был ... Фигаро.
У Хабенского Мэкки почему-то отчаянный, живущий так, словно завтра не наступит и нужно нажиться сегодня.
А может быть, так и надо?