Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Category:

"Не верю", реж. М. Гацалов, Театр им. Станиславского


Совершенно неожиданно попала вчера на этот спектакль, успела почитать в интернете: пьеса Михаила Дурненкова, одного из столпов новой драмы, рассказывает о двух режиссерах Константинах - Станиславском и живущем в наши дни, почти 100 лет спустя, который ушел из театра, пробует заняться бизнесом, составляет гороскопы, в одном из офисов к нему бросается жена директора, которая уверяет Константина в талантливости его постановок и обещает уговорить мужа спонсировать новый спектакль, в финале мы видим и сам новый спектакль.
Художник Ксения Перетрухина разделила пространство зала, поменяв местами зрительный зал и сцену: зрители проходят на свои места по мостику над залом, рассаживаются на сцене, а действие происходит на авансцене и двух небольших площадках, сооруженных справа и слева над креслами зала.
Спектакль получился винтажным: в нем переплетаются эпохи, стили, методы воздействия на зрителя.

Такое впечатление возникло, что надо мной как зрителем, производят некий эксперимент. Мало того, приходится перемещать внимание с одной площадки на другую, от одной эпохи к другой, так ещё предлагают послушать странные звуковые перфомансы, которые сами по себе, отдельно от пьесы - находки интересные, но в контексте спектакля выглядят самостоятельными номерами как способом выразить себя как режиссера.

На сцене стоят 15 актеров, для них выносят поднос с бокалами, на дне которых вода. Сначала один актер опускает пальцы в воду и начинает водить по краю бокала, издавая пронзительный звук, затем второй делает то же самое, потом третий... И так все. И вот минут 5 мы слушаем и смотрим на это глубокомысленное занятие.

Медитативно.
За эти 5 минут успеваешь уплыть мыслию далеко и надолго, даже не задумываясь, а зачем это сделано.
Звуком вообще играют много.
Пока главные герои говорят о важных вещах, кто-то поет вдалеке.
В середине спектакля опускается металлическая рамка, на которую актеры не спеша подвешивают доски разной длины. Зачем, становится позже - ближе к финалу рамка опускается, все актеры берут в руки палочки и начинают стучать по доскам. Получается такой деревянный ксилофон: интересно, но ... мысль режиссера мне, простому зрителю, не понять.

И уж совсем изнемогала я в конце спектакля, когда занавес закрывают, мы с актерами оказываемся в одном пространстве как бы за кулисами, опять же все 15 актеров берут в руки щетки, керамические горшки, палочки, колокольчики, каменные бруски и начинают издавать разные звуки, причем снова по очереди: сначала одни шуршит щеткой по стенке, вторая черезе минуту начинает водить колокольчиком по бруску из камня, третья вступает в "хор", проводя палочкой по краю кулинарного горшка, и так все 15, затем они так же по одному затихают...

В надежде, что это и есть финал, я зааплодировала.
Однако это оказалось не всё:)))

С помощью микрофона нам попытались рассказать в двух словах, что нам нужно было понять в этом спектакле, потом актеры взяли в руки трещетки и устроили нам ... сами понимаете что:)))

Что это, зачем, почему именно такая длиннющая и невнятная "точка" в спектакле поставлена? За последние 15-20 минут спектакля, наполненные звуками, уже ушел от текста, от событийного ряда в раздражение, что твоим временем так беспощадно распоряжаются: слушать звуковые эксперименты режиссера, о которых меня никто не предупреждал, тягостно - некоторые из зрителей не выдерживали и покидали помещение.

Спектакль шел вместо 1 ч 40 минут, про которые сказала служащая театра, более 2 часов. Совершенно спокойно без потерь для смысла можно сократить минут на 30 за счет этих странных опытов со звуками, оставив только текст, тогда хотя бы задумаешься над тем, что хотел сказать автор. Ибо вот этого главного я как раз и не поняла совершенно. У меня осталось ощущение, что спектакль этот - такое соло режиссера, сделанное для друзей: насколько его воспримет зритель, который в театр ходит не так уж часто, трудно сказать - это такая квинтэссенция новодрамовского, сюда даже поместили фрагмент читки пьесы.

Теперь о хорошем:))

Хорошо, что новая пьеса поставлена в московском репертуарном театре. Лиха беда начало, как говорится.

Интересно, что новая драма тут соединяется со "старой", хотя и в той, и в другой части есть немалая доля иронии и чуть "пере" - излишней театральности, избыточности эмоций. Вообще, когда есть самоирноия как в тексте, так и в режиссуре - это всегда идет на пользу спектаклю, потому что то, что было на сцене вчера, без иронии воспринимать не возможно. Если всерьез, то ... все границы нарушны и спектакль можно вывести за грань:))

Интересная сценография и костюмы.

Мы видим театр в театре - из театра о жизни Константина и его беременной жены и дочери мы попадаем в театр, где актеры играют актеров в новом спектакле Константина. Такая матрешка получилась.

Понравилась попытка погрузить зрителя в театральность происходящего всеми возможными способами.

Отдельное спасибо актерам, которые принимали участие в этой странной постановке.
Главных героев Константинов сыграл Александр Усердин - очень достойно.

Очень понравился дуэт Ольги Лапшиной и Дианы Рахимовой.
Небольшая миниатюра "болеющей" актрисы Надежды Михайловны Ольгой Лапшиной была исполнена так виртуозно, естественно и смешно, что для меня осталась главным приятным событием спектакля:)) Эту актрису люблю давно и преданно: все роли, в которых я её видела, сыграны так ярко, эмоционально, с обнаженной душой, что спектакль в памяти стирается, а Ольга Лапшина - остается:)))

Вот такие странные впечатления оставил этот странный спектакль.
Я, конечно, не умею рассуждать про концепции и прочее, есть два простозрительских критерия: "пробрало-не пробрало" и "хочу-не хочу пойти ещё раз". Так вот - не пробрало и не хочу:)

Не поверила:)))
Tags: Театр 10-11, Театр им. Станиславского
Subscribe

  • Снова про Лидию Павловну

    Копирую посты из фб, которые писала ночами после сеансов и спектаклей фестиваля. Этот текст не стала править, оставлю, как было написано в тот…

  • Продолжение историй из Екб:)

    Будучи на очередном сеансе у Лидии Павловны, рассказала ей, что есть уже 6 москвичек, которые хотят к ней на массаж. "Вы не шутите? Что такого вы…

  • Очередная серия про Лидию Павловну

    Четвёртый сеанс. Я уже подсела на общение с ней и готова хотя бы ради этого терпеть боль. Однако и она, похоже, втянулась в наши разговоры. Опоздала…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Снова про Лидию Павловну

    Копирую посты из фб, которые писала ночами после сеансов и спектаклей фестиваля. Этот текст не стала править, оставлю, как было написано в тот…

  • Продолжение историй из Екб:)

    Будучи на очередном сеансе у Лидии Павловны, рассказала ей, что есть уже 6 москвичек, которые хотят к ней на массаж. "Вы не шутите? Что такого вы…

  • Очередная серия про Лидию Павловну

    Четвёртый сеанс. Я уже подсела на общение с ней и готова хотя бы ради этого терпеть боль. Однако и она, похоже, втянулась в наши разговоры. Опоздала…