Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Category:

"Дворянское гнездо", реж. М. Брусникина, МХТ

Радостно приходить в МХТ, когда тебя встречают служащие театра и говорят с облегчением: "Ну слава богу, вы пришли, давно вас не видели, что-то случилось? Рады вас видеть." Чувствуешь себя причастным совсем иначе, чем просто зритель - возможно, это тщеславие, но хочется верить, что обмен человеческой теплотой.
На премьеру не ходила, только читала про спектакль и удивлялась, что Марина Брусникина "изменила" себе - взяла не современный текст, а Тургенева, хотя её чуткость даже к современным текстам всегда отличалась отличным вкусом: у этого режиссера, актрисы и преподавателя сценической речи в ШС МХАТ поразительный музыкальный слух, внимательный к прозе.
Удивляло не только обращение к прошлому, но и выбор актеров не из брусникинской привычной команды, в первую очередь Дмитрия Дюжева на роль тонкого, интеллигентного Лаврецкого.

Прекрасные костюмы Светланы Калининой, окунувшие зрителя в уже непривычный театральностью быт позарошлого века, деликатный свет Марии Белозерцевой - всегдашних спутников Марины Брусникиной, которая им оказалась верна. Сложная декорация Алексея Порай-Кошица и Екатерины Кузнецовой (чьи дочки, судя по всему, играли небольшие роли девочек), повторяющая детали усадебного дома с колоннами и балконом, белый рояль, на котором исполняются прекрасные романсы: спектакли М. Брусникиной трудно представить без песен, обычно акапелла, но здесь к месту фортепьянный аккомпанимент, который подчеркнул и огранил чудесные голоса актеров, в том числе и Дюжева, который хорошо поет, у него мягкий бархартный голос. Удовольствие от пения актеров получила огромное.

Роман И.С. Тургенева кажется историей из прошлого. Найдется ли в наше время мужчина, который так благородно поступит с женой, ведущей аморальный образ жизни, разрывающийся между любовью к чистой девушке и долгом, который не позволяет ему поступить безнравственно и по отношению к девушке и по отношению к жене, запятнавшей себя и честь мужа?

Варвара Лаврецкая, сочно, ярко сыгранная Ксенией Лавровой-Глинка, совсем не мучается угрызениями совести и выглядит очень современной девушкой, которая мечтает, чтобы всё и сразу, здесь и сейчас. Она находит понимание и поддержку у Марьи Дмитриевны Калитиной - женщины хваткой, игривой, искусственной - как у такой матери могла вырасти чистая помыслами и душой дочь, даже странно.

Замечательная Марфа Тимофеевна Пестова вышла у Нины Гуляевой - задорная, понимающая, хитроватая, принимающая сторону влюбленных людей женщина.

Порадовал Эдуард Чекмазов, эмоционально солирующий ночным монологом Михалевича.

Великолепный "вкусный" Дмитрий Назаров в роли немца Лемма - грузный замкнутый тайно влюбленный пожилой мужчина, не знавший счастья, запрятавший мечту о любви глубоко, мудрый, смиренный - смирения вообще хватает у тургеневских героев, очевидно, автору было ближе смиряться, а не бороться.

Чудесная Яна Гладких, студентка-выпускница ШС МХАТ, заканчивает в этом году и уже играет главную роль. Тонкие нервные руки помогают сыграть душевные переживания героини, которая учится понимать свое сердце, в котором вызревает взрослая ответственная за любимого человека любовь, умеющая понять, простить и отказаться от любимого во имя принципов.

Лаврецкий, потрясенный изменой жены, с угасающей без надежды душой, расцветает в лучах нежности юной девушки, начинает верить в совместное будущее, однако возвращение его жены, использующей свое женское обаяние на свой лад, отказ Лизы воспринимает как знак судьбы, за любовь не борется, смиряется с существованием рядом с легкомысленной женой, ломается.

Что касается Дюжева... Поет он хорошо. Красавец статный. А всё же не Лаврецкий, а Дюжев в роли Лаврецкого:)) Ну не верю я, что Дюжев может страдать, разрываться, прощать изменщицу и любить девушку, способную уйти в монастырь - не смиренный он человек.:) Хотя очень старается, но оговорки выдают, что актер не пропустил роль внутрь.

Иногда хочется, чтобы побеждало не смирение, а любовь. Но в жизни куда чаще случается совсем иначе.

В спектакле Брусникиной нет многих примет её прежних работ, однако присутствует присущая ей тщательность в разработке характеров героев, тончайших нюансов отношений между ними.

Перед началом спектакля, уже сидя в зале, думала о ней, что получилось как-то неловко, что я не смогла поздравить её с недавним юбилеем: прошлый год выбил меня из колеи болезнью мамы, так что в театры я ходила куда реже, чем прежде, и на премьеру Брусникиной не ходила, а ведь когда-то ради её творческого вечера пропустила "Господ Головлевых". Марина знала от Павла Ващилина, который от её имени пригласил меня на её вечер, что у меня есть билет на "ГГ" - а билеты дорогие и спектакль очень хороший, с Евгением Мироновым.

Билет никому отдать не успела, на ГГ не пошла. Потому что человек для меня дороже спектакля:)
Когда я поднялась на сцену с букетом чайных роз, Марина увидела и сказала: "Вы все-таки пришли..." - "А как же?", - только и ответила я.

Паша Ващилин мне потом сказал: "Юля Чебакова приглашает вас на "Господ Головлевых" прийти в любой день". Но я постеснялась:) Правда, потом по этому билету меня все-таки пропустили в другой день, администратор вошла в положение и подписала мне на другую дату.

И вот сижу я, горюю, что, выходит, изменила Марине Брусникиной, не поздравила вовремя, даже после вечера Ахмадулиной, который она режиссировала, не подошла с цветами, не купила.
И тут - вот везет мне так везет:) - мимо проходит Марина Брусникина:)))
Я так обрадовалась, окликнула её.
Она меня узнала. Говорит: "А мы думали, что с вами такое, вы так давно не приходили. Вы первый раз смотрите "Дворянское гнездо?" Она знает, что все её спектакли я смотрела более, чем по 2-3 раза:) "В первый", - говорю. Поздравила её с днем рождения, сказала, что она выглядит лет на 15 моложе, она разулыбалась: "Стараемся".

Редкий она человек. Уважаю её безмерно и очень люблю.

Поняла, как мне всего этого не хватало - этих мхатовских людей, которые почему-то меня помнят.

Так дорого, когда тебе рады. Ждут. Переживают, когда тебя нет.

Зал был переполнен, что радует очень: смотрели как на одном дыхании, даже с жадностью - давно не видела такого современного костюмного спектакля совсем не пыльно-театрального, а живого, деликатного, без надрыва чистого.

На Тверской ночью из свинцового неба сыпал легкий снежок, чистый, искрящийся, каким бывает первый долгожданный зимний снег, когда он радует. И хотя уже второй день весны и хочется тепла, почему-то этот нежный снег снова радовал. В нашем Бутово меня уже ждал покрытый белым покрывалом асфальт, и в этом тоже было что-то очень хорошее.
Жить с любовью так хорошо.
Tags: МХТ, Театр 10-11
Subscribe

  • Хочется вот так:

    И вот сюда хочется:) Этот человек сидел на набережной Ялты, весь в складочках, сразу не поймешь, мужчина или…

  • Летнее, теплое.

    Кошки в жару расслабленные, котят много, сотрудники санатория их поголовье усиленно уменьшают, одна из кошек - кукушка - в…

  • Ялта (3).

    В первые дни море штормило, всё время хотелось есть и спать - какая-то странная акклиматизация:) Каждое утро в половине седьмого звенел будильник,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments