Училась я в МЭИ, энергетическом, по мудрому указанию мамы, напророчившей мне, что в лелеемый мною мед я не поступлю. Маме я верила безоговорочно и в мед не прошла - балла мне не хватило: только сдав экзамены, поняла, что если бы мама не настраивала меня на проигрыш, я бы смогла поступить, ведь поверила в себя только после первой тройки вместо ожидаемой мною двойки, остальные сдала на 4 и 5, даже химию на отлично, хотя резали именно на ней.
Но у мамы сильный характер, поэтому закончила я тот вуз, который был для неё более благоприятен.
Так вот, на 3-м курсе у нас появился новый предмет "физика плазмы", а физика в любом виде для меня хуже... математики.
К тому времени уже всем - и мне, и преподавателям нашей кафедры, а это была как раз кафедра физики, то есть препод был "родной", - было понятно, что студентка из меня весьма средняя, явно промахнувшаяся с выбором профессии. Но уже тогда характер давать себя знать: меня и в юности тянуло к несчастным мужчинам, или шлимазл, как мне недавно подсказал умный человек:)))) Только я этого не осознавала до такой степени, как сейчас:) Хлебом не корми, дай выслушать, посочувствовать, отогреть:))
У этого препода на пиджаке, едва сходившемся на нарастающем пузике, были разные пуговицы, причем нижняя, очевидно, последняя из родных, держалась на ниточке, рискуя упасть в любой момент и быть окончательно потерянной для имиджа пиджака.
Кроме того, у него было сильное плоскостопие, по этой причине скособоченные туфли, коротковатые брючки, из-под которых всегда были видны носки обычно совершенно неподходящего цвета - я не могу сказать, что сильна в стилях и моде, это никогда не было моей сильной стороной, однако у Весов, представителем которых я вынуждена быть, есть внутреннее чувство гармонии - оно страдало!!
Ещё у него были голубые глаза и лысоватый череп, просверкивающий сквозь светлые рыжеватые волосы. Он был похож чем-то на неуклюжего Богатырева из михалковской "Родни".
Ему было под 40, судя по виду - для меня это был пожилой уже дядька. Кроме того, все шушукались, что от него ушла жена.
Сейчас мне это кажется вполне логичным, пусть даже и давняя обида говорит во мне, а тогда мне казалось ужасно несправедливым: как можно было бросить такого тихого, мирного человека в такой беде с оторванными пуговицами??
Конечно, я не могла влюбиться в такого мужчину!!
Да я и не влюбилась совсем!!
Просто мне его было жалко: он читал свой первый самостоятельный курс, мы у него были "первый раз в первый класс", он заметно волновался, и мне просто хотелось его поддержать.:))
Однако именно его лекции по физике плазмы, а я тогда с трудом себе представляла, что такое плазма, да и не сказать, что меня это сильно интересовало, стала посещать с завидной регулярностью. Другие лекции я могла легко прогулять - мы часто срывались то в кино, то в музей на выставку, то просто погулять по Москве, но к его лекцяим я кровь из носу, даже оторвавшись от своей компании, прибегала, редко опазывая.
Слушала
Может быть, именно эти вопросы, обнажавшие его ошибки, и сыграли роль в дальнейших событиях? Так трудно любить того, кто показывает тебе, что ты ошибся, был не прав.
Постепенно я стала понимать, что он меня как-то выделяет из всех: как-то опоздала, влетела в аудиторию, когда он уже начал лекцию, и в его глазах засветилось что-то теплое и благодарное, словно я ранила его своим отсутствием, а тут пролила бальзам на болячку:))
Это был единственный предмет, лекции по которому я перечитвала дома в тот же день, трепетно подчеркивая важные тезисы разноцветными фломастерами, обводя в рамочку любимые формулы, вникая в тонкости поведения таинственной плазмы в разных условиях.
Тетрадка была нежно-кирпичного цвета, на торцевой стороне со всех сторон было написано крупными синими буквами "ФП".
Наступила зима, ненавистное новогоднее время, когда до нового года нужно успеть сдать все зачеты и поставить в деканате допуск к сессии в зачетку, а уже 3-4 января - первый экзамен.
(Когда я родила сына 3 января, то одной из мыслей была: вот не повезло, в день рождения придется экзамен сдавать, однако он выбрал такой вуз, что обошлось, его праздик сохранился праздником).
Зачетка к тому времени уже обросла редкими пятерками по гуманитарным дисциплинам и физкультуре, которые не были профильными, в отличие от всяких физик и светотехник: отличные оценки выделялись радостными пятнышками среди четверок и, увы, троек. Верно говорят, что первые 2 года ты работаешь на зачетку, потом она на тебя. 3 курс, был, однако. Зачетка уже заработала сама по себе.
Сессия в МЭИ всегда была для меня жутким стрессом, в отличие от школы, где я себя чувствовала уверенно: непоступление в вуз сразу после школы и нелюбимые предметы, по которым мне было сложно показывать хорошие результаты, основательно подточили мою самооценку, а преподаватели, аки собаки:), хорошо чувствуют твой настрой и отношение к себе, лишь немногие пытаются дать тебе шанс просверкать полученными знаниями, хотя и такое случалось в моей счастливой судьбине:) Мне кажется, именно такие педагоги, которые позволяют тебе вспомнить всё, и есть настоящие, из тех, кто на своем месте. Именно они умеют отдать знания с душой, чтобы ученики захотели их взять с удовольствием и навсегда.
В ту сессию я успела получить уже одну тройку, а с двумя тройками стипендии лишали. Для меня эти 55 рублей были очень актуальны: отец уже с нами не жил, алименты не платил, ибо мне уже стукнуло 18, старший брат ещё учился в институте, писал диплом, у бабушки крошечная пенсия, так что работала только мама, и мне очень хотелось ей помочь, не быть в тягость.
Последним экзаменом была как раз физика плазмы и я жутко переживала, что получу вторую тройку и останусь без стипендии.
Шла, как на эшафот, недоучив 4 лекции из 30 с лишним. Однако же я прослушала все и была в курсе.
Билет мне попался, тем не менее, первый, самый легкий. Первым вопросом - какая-то болтовня про сам предмет, вторым - вопрос из середины курса, который я знала хорошо.
Написала на листе оба вопроса. Присела к преподу, но с очень кислым настроением. Настроем на проигрыш, по сути, как и было с первым вступительным экзаменом в мединститут, на котором я и получила единственную свою тройку по сути за бездействие - билет я и тогда написала.
Препод, учитывая легкость билета, стал задавать мне дополнительные вопросы по всему курсу. И тут я сникла. Решила, что он недоволен ответом на билет, что я плохая студентка, что ничего путного из меня не выйдет - короче, почувствовала себя достаточно несчастной троечницей.
Отвечала вяло, без энтузиазма, препод тоже как-то сникал, словно начинал думать про себя, что он плохой препод и ничего путного из него не выйдет.
"Несчастье притягивается к несчастливым, счастье - к счастливым" - такую фразу я прочитала недавно в недрах жж. Вот уж воистину:))
Он открыл мою зачетку, полистал её. Я опустила плечи и была готова зарыдать от горя.:)
Тут он попросил мою тетрадь с лекциями. Я вытащила её из сумки. Он открыл, увидел с любовью разукрашенные лекции, полистал. Потом тихо, огорченно, даже обреченно произнес:
- Странно, вы ведь не пропустили ни одной моей лекции.
"Заметил", - печально подумала я, но опустила уже и голову так виновато, словно мне не надо было ходить на его лекции вовсе.
Он взял мою зачетку и поставил в неё тройку.
Стипендии я лишилась.
На меня начала работать ещё одна тройка в зачетке.
После этого он сказал:
- А вы можете отдать мне насовсем эту тетрадку?
- Да пожалуйста, берите, - тускло ответила я.
Мне не было жалко, ведь ему, видимо, было приятно увидеть свой первый курс лекций в таком аккуратном и красивом виде. Я сделала ему подарок, который мог его потом долго радовать.
Однако было ощущение, что моя податливость ему была не по душе, словно я должна была сказать с горячностью: "Ну что вы, это такая ценность для меня, я не смогу жить без вашихлекцтй!"
На второй курс его лекций я уже ходила пассивно, пропуская так же, как и другие предметы.
Мы с подружкой навострились носить с собой копирку и записывать лекции друг дружке в случае отсутствия, чтобы потом не тратить время на переписывание: ксероксы тогда были большой редкостью и каждый лист учитывался кгбшниками.
Дома лекции я не перечитывала. Препода уже не было жалко. Едко думалось, что конечно, если человек не в состоянии пришить себе пуговицу и при этом настолько требователен к другим, то ... и сочувствие ему совсем не нужно.
Зато экзамен по этому предмету сдавала уже другому преподавателю и получила четверку. Радости она мне не принесла.
Знания ни по каким из многочисленных физик, давашимся мне с большим трудом, в жизни мне так и не пригодились, за исключением школьного курса с правилами вроде "на каждое действие есть противодействие", которые верны и в психологии.
Однако опыт был полезный.
Преданность важна далеко не для каждого.
Некоторым лучше что-то более материальное:))
UPD. Спустя годы мой давний друг заявил с осуждением: "Рядом с тобой любое ничтожество почувствует себя великаном". Удивительно, но видимо, он прав:)) ХОтя на мой взгляд, я никого не превозношу, а просто отношусь с уважением. Однако герой Аркадия Райкина, возможно, именно в таких случаях говорил: "Закрой рот, дура, я всё сказал!":)))