Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

"Пиноккио", реж. Жоэль Помра, Театр Практика

Спектакль идет на более просторной сценической площадке, чем в "Практике", что создает другие возможности. Я уже столько спектаклей пересмотрела, что мало чему удивляюсь. А этот спектакль очень странный. Он во многом "между": между взрослыми и детьми, между сказкой и реальностью, между разными эмоциями, между светом и тенью. Сказка вроде бы знакомая, но подана в необычном виде, скорее похожа на страшилку, которые рассказывают друг другу дети, чтобы уйти от страха смерти.
Темное пространство сцены, черные стены практически без привычных для детских спектаклей бутафорским декораций: ощущение сказки, чуда создается современными визуальными средствами с помощью лазерных лучей, которые удивительно тонко создают ощущение моря и дрейфующего в волнах маленького мальчика. Нет ярких костюмов, привычных полосатых чулок и колпачка с кисточкой, мальчика на шарнирах, каким многие поколения российских детей привыкли видеть деревянного мальчишку, правда, с именем Буратино. Пиноккио Помра скорее похож на водителя "Антилопы Гну" - в коричневом кожанном шлеме, с белым-белым лицом и черными-черными губами и глазами. Какое-то время ждешь, что сейчас всё изменится, появятся яркие краски детских рисунков, веселая бравурная музыка, феечка...
Но детский мир только воспринимается праздником. Настоящая жизнь приносит ребенку не только радости, но и много страшных открытий: бедность, обман, предательство тех, кому доверяешь, жестокость взрослых, стяжательство. Сколько разных уроков маленький человек постигает, забывая о том, что он чувствовал в свое время.
Жоэль Помра сделал спектакль для взрослых, который напоминает о страшных моментах детства, когда из подсознания всплывают воспоминания о том, как ты испытывал унизительность бедности и невозможности купить то, что хочется; о том, как ты обижал своих родителей невниманием и испытывал их сердце исчезновением; о том, как незнакомый дядька хотел "отрубить тебе голову", о том, как тебя "съела огромная рыба", из живота которой ты не можешь выбраться по сию пору, хотя всё-то у тебя для жизни есть.
Жоэль Помра сделал спектакль для детей - не малышей, но думаюших, мыслящих, - о том, можно ли решиться и переменить свою жизнь, себя. Ведущий задавал непростые вопросы про то, может ли камень стать цветком, а цветок камнем, сможет ли Пиноккио стать другим, послушным, дожидался ответа: меня радовало, что среди отрицательных возгласов раздавались совершенно детские "ДА, если ЗАХОЧЕТ!" - ведь это очень взрослый вывод, требующий жизненного опыта. А ребенок просто ВЕРИТ, что это возможно, а раз верит - возможно, конечно!

Для меня происходящее на сцене выглядело как некий конструктор из нескольких персонажей, который позволяет выстраивать свои образы, фантазировать, додумывать. Один актер мог играть разные роли: "декорации" приезжали-уезжали, фея превращалась в непослушного мальчика, несущего соблазны Пиноккио, Папа становился Владельцем Кукольного театра и Базилио. Так ведь у каждого из нас есть разные состояния, маски - и это жизнь.

Весь спектакль я недоумевала какой-то средневековой мрачности, недостатку света, сложной музыке: тут же дети. Пыталась представить, что бы подумал мой сын в 10 лет, посмотри он этот спектакль. Решила, что сильно задумался бы, и это ничутьь не хуже, чем ликовать и радоваться.

Несмотря на видимую "страшность" и темноту, дети в зале, которых на вечернем спектакле было много, не хныкали. Мне показалось, они приняли этот разговор на равных, без заигрывания, какой-то очень мужской. Честный. Ведущий в микрофон не раз сказал о том, что хочет говорить правду. Это был откровенный разговор без поучений, так, чтобы каждый решил, как ему поступить в той или иной жизненной ситуации. Не было деления на "плохо" и "хорошо", не было назидания "так правильно" - была ситуация личного выбора, ведь маленький человек - это Личность, у которой всегда есть свое мнение, даже если его никогда не спрашивают.

Шла на этот спектакль ещё и потому, что нежно люблю Алису Гребенщикову. Это такой удивительный человек с детским отношением к миру, лишенный циничности, тонкая, хрупкая, сильная, гибкая, светлая - и это совсем не физические характеристики.

Видела её в фильмах, но ни разу на сцене. 3 года назад именно в ЦИМе мы познакомились глаза в глаза, будучи друзьями в жж и неожиданно оказавшись на соседних местах в зале. С тех пор так многое изменилось: у Алисы появился сынишка, которому уже 2,5 года, и я пережила столько разного. Мне интересно было увидеть, какая она на сцене.

Живая. Настоящая. Всё такая же тружница, какой я увидела её в ТВ-проекте с фигурным катанием. Такая же, как Пиноккио, ищущая свой путь, идущая порой в тумане или в безбрежном океане, принимающая сложные решения, которые не гарантируют успеха, но ведут её по одному ей нужному пути, чтобы привести к познанию себя.

Когда Пиноккио-Алиса выходит в финале живым мальчиком, а не деревянным, у меня выступили слезы на глазах:) Она выглядела такой счастливой, словно и впрямь свершилась её мечта. Это было очень трогательно.

Спектакль для смелых и мыслящщих - и не важно, какого возраста. Потому что он не их тех, какие безоговорочно нравятся. Он не похож на спектакль успешный, фееричный, он скорее интимный. Где-то я увидела, что его сравнили с картинками в книге: я бы сказала, что он скорее похож на книжку с раскрасками, - ты можешь добавить в него то, что есть в тебе в этот момент. Недовольство, что тебя не радуют. Отторжение, потому что там тяжело и грустно, как в жизни, и так устал от всего этого - привычный упрек Новой драме, которую ставит обычно "Практика", в принципе. Усталость от того, что нет рядом волшедной феечки, которая твою беду разведет руками. А может быть, вера в то, что ты сам_с_усам себе и феечка, и огромная рыба, и Базилио, и Папа, который поможет тебе в трудную минуту.

Если бы у меня спросили, идти ли на этот спектакль, я бы пожала плечами и ответила, что выбор нужно сделать самостоятельно. Я рада, что посмотрела.

Алиса Гребенщикова о своем герое и о себе:



Жоэль Помра о спектакле:

Tags: Практика, Театр 10-11
Subscribe

  • Про одинаковый выбор

    Не все мужчины/женщины одинаковы. Только те, кого ты выбираешь. Одинаковый ты сам.

  • О выборе

    Прихожу из театра почти каждый день в районе полуночи. Впечатлений-эмоций масса, тем более, что каждый вечер плюс к спектаклю - активное общение с…

  • О выборе, астрологии, судьбе и любви. Эпилог

    Оригинал взят у ajushka в О выборе, астрологии, судьбе и любви. Эпилог предыдущие части Дюша всё-таки развелся со своей женой, женился…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments