Темное пространство сцены, черные стены практически без привычных для детских спектаклей бутафорским декораций: ощущение сказки, чуда создается современными визуальными средствами с помощью лазерных лучей, которые удивительно тонко создают ощущение моря и дрейфующего в волнах маленького мальчика. Нет ярких костюмов, привычных полосатых чулок и колпачка с кисточкой, мальчика на шарнирах, каким многие поколения российских детей привыкли видеть деревянного мальчишку, правда, с именем Буратино. Пиноккио Помра скорее похож на водителя "Антилопы Гну" - в коричневом кожанном шлеме, с белым-белым лицом и черными-черными губами и глазами. Какое-то время ждешь, что сейчас всё изменится, появятся яркие краски детских рисунков, веселая бравурная музыка, феечка...
Но детский мир только воспринимается праздником. Настоящая жизнь приносит ребенку не только радости, но и много страшных открытий: бедность, обман, предательство тех, кому доверяешь, жестокость взрослых, стяжательство. Сколько разных уроков маленький человек постигает, забывая о том, что он чувствовал в свое время.
Жоэль Помра сделал спектакль для взрослых, который напоминает о страшных моментах детства, когда из подсознания всплывают воспоминания о том, как ты испытывал унизительность бедности и невозможности купить то, что хочется; о том, как ты обижал своих родителей невниманием и испытывал их сердце исчезновением; о том, как незнакомый дядька хотел "отрубить тебе голову", о том, как тебя "съела огромная рыба", из живота которой ты не можешь выбраться по сию пору, хотя всё-то у тебя для жизни есть.
Жоэль Помра сделал спектакль для детей - не малышей, но думаюших, мыслящих, - о том, можно ли решиться и переменить свою жизнь, себя. Ведущий задавал непростые вопросы про то, может ли камень стать цветком, а цветок камнем, сможет ли Пиноккио стать другим, послушным, дожидался ответа: меня радовало, что среди отрицательных возгласов раздавались совершенно детские "ДА, если ЗАХОЧЕТ!" - ведь это очень взрослый вывод, требующий жизненного опыта. А ребенок просто ВЕРИТ, что это возможно, а раз верит - возможно, конечно!
Для меня происходящее на сцене выглядело как некий конструктор из нескольких персонажей, который позволяет выстраивать свои образы, фантазировать, додумывать. Один актер мог играть разные роли: "декорации" приезжали-уезжали, фея превращалась в непослушного мальчика, несущего соблазны Пиноккио, Папа становился Владельцем Кукольного театра и Базилио. Так ведь у каждого из нас есть разные состояния, маски - и это жизнь.
Весь спектакль я недоумевала какой-то средневековой мрачности, недостатку света, сложной музыке: тут же дети. Пыталась представить, что бы подумал мой сын в 10 лет, посмотри он этот спектакль. Решила, что сильно задумался бы, и это ничутьь не хуже, чем ликовать и радоваться.
Несмотря на видимую "страшность" и темноту, дети в зале, которых на вечернем спектакле было много, не хныкали. Мне показалось, они приняли этот разговор на равных, без заигрывания, какой-то очень мужской. Честный. Ведущий в микрофон не раз сказал о том, что хочет говорить правду. Это был откровенный разговор без поучений, так, чтобы каждый решил, как ему поступить в той или иной жизненной ситуации. Не было деления на "плохо" и "хорошо", не было назидания "так правильно" - была ситуация личного выбора, ведь маленький человек - это Личность, у которой всегда есть свое мнение, даже если его никогда не спрашивают.
Шла на этот спектакль ещё и потому, что нежно люблю Алису Гребенщикову. Это такой удивительный человек с детским отношением к миру, лишенный циничности, тонкая, хрупкая, сильная, гибкая, светлая - и это совсем не физические характеристики.
Видела её в фильмах, но ни разу на сцене. 3 года назад именно в ЦИМе мы познакомились глаза в глаза, будучи друзьями в жж и неожиданно оказавшись на соседних местах в зале. С тех пор так многое изменилось: у Алисы появился сынишка, которому уже 2,5 года, и я пережила столько разного. Мне интересно было увидеть, какая она на сцене.
Живая. Настоящая. Всё такая же тружница, какой я увидела её в ТВ-проекте с фигурным катанием. Такая же, как Пиноккио, ищущая свой путь, идущая порой в тумане или в безбрежном океане, принимающая сложные решения, которые не гарантируют успеха, но ведут её по одному ей нужному пути, чтобы привести к познанию себя.
Когда Пиноккио-Алиса выходит в финале живым мальчиком, а не деревянным, у меня выступили слезы на глазах:) Она выглядела такой счастливой, словно и впрямь свершилась её мечта. Это было очень трогательно.
Спектакль для смелых и мыслящщих - и не важно, какого возраста. Потому что он не их тех, какие безоговорочно нравятся. Он не похож на спектакль успешный, фееричный, он скорее интимный. Где-то я увидела, что его сравнили с картинками в книге: я бы сказала, что он скорее похож на книжку с раскрасками, - ты можешь добавить в него то, что есть в тебе в этот момент. Недовольство, что тебя не радуют. Отторжение, потому что там тяжело и грустно, как в жизни, и так устал от всего этого - привычный упрек Новой драме, которую ставит обычно "Практика", в принципе. Усталость от того, что нет рядом волшедной феечки, которая твою беду разведет руками. А может быть, вера в то, что ты сам_с_усам себе и феечка, и огромная рыба, и Базилио, и Папа, который поможет тебе в трудную минуту.
Если бы у меня спросили, идти ли на этот спектакль, я бы пожала плечами и ответила, что выбор нужно сделать самостоятельно. Я рада, что посмотрела.
Алиса Гребенщикова о своем герое и о себе:
Жоэль Помра о спектакле: