Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Category:

"Премьера.txt". Мастер-класс режиссера Виктора Рыжакова

Впервые я услышала это имя 5 лет назад, когда пришла в МХТ смотреть студенческий спектакль "С любимыми не расставайтесь" по пьесе А. Володина. Выбор материала для работы со студентами ШС МХАТ поразил: откуда эти 20-летние дети могут что-то знать про чувства людей, которые пришли в суд, чтобы расторгнуть несложившийся брак? Как им объяснить про взрослые сложные отношения, когда внутри у них сплошная романтика и уверенность, что у них-то всё будет иначе, их обойдет стороной подобное?
А вот как-то он сумел: ребята играли искренно, им верилось. В главных ролях была Марьяна Спивак и Александр Девятьяров, во второй раз ту же мужскую роль играл Антон Шагин.
Потом был изумительный спектакль "Счастье моё" со студентами Сашей Девятьяровым и Мирославой Карпович - удивительной нежности, красоты, психологичности, трогательный неимоверно. Мирослава там мыла полы и поранила руку до крови, на поклонах вместе с розочкой вложила ей в ладошку лейкопластырь, глазки её вспыхнули тепло и благодарно, а спустя год в общении с ней выяснилось, что она этот пластырь хранит как талисман:) Вот так удивительно свел нас с ней этот спектакль.

Рыжаков открыл эту девочку (и других из этого курса) как талантливую театральную актрису - во всяком случае, для меня лично. Потому что так работать с юными актерами, чтобы они смогли прочувствовать время, в котором не жил и он сам, а эти дети даже от родителей не могут узнать, ибо и те моложе героев пьесы, чтобы они могли передать чувства героев так, что зритель этому поверит - это надо быть глубоким и тонким человеком, внимательным и терпеливым, прочувствовать самому и научить чувствовать других.

Виктор Рыжаков, актер, режиссер МХТ им. Чехова, педагог Школы-студии МХАТ, Гарвардского университета, Новосибирского театрального института, ВГИК, РГГУ. Директор Театрального фестиваля имени А.М. Володина «Пять вечеров». Руководитель режиссерско-драматургических лабораторий движения «Новая драма». На российских и зарубежных театральных фестивалях проводит мастер-классы по теме «Работа с текстом в современном театре». Режиссёр спектаклей по пьесам Ивана Вырыпаева: «Кислород» («Практика», Театр.doc), «Бытие № 2» («Практика», Движение «KISLOROD», Theater der Welt (Штутгарт), Театр.doc, фестиваль Net), «Валентинов день» (Саратовский академический театр драмы имени И. А. Слонова), «Город, где Я», «Июль» («Практика»). Спектакли: «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина (МХТ им. Чехова, Русский театр Эстонии), «Счастье моё» Александра Червинского (Театр «На Литейном»), «Vihar. Opus. Posth» (Театр Чоконаи. Дебрецен, Венгрия), «Сорок первый. Opus Posth» Бориса Лавренёва (МХТ им. Чехова), «Игры на задворках» Эдна Мазия (Эстонский национальный драматический театр), «Парикмахерша» Сергея Медведева (Театр Чоконаи, Дебрецен, Венгрия), «Рыдания» Кшиштофа Бизё («Практика»), «Аида» Джузеппе Верди (копродукция Будапештского Международного Музыкального фестиваля и театра «Чоконаи», Венгрия), «Прокляты и убиты» Виктора Астафьева (МХТ им. А.П. Чехова). - отсюда: http://community.livejournal.com/premiera_fest/188967.html



Потом я смотрела другие работы Рыжакова: поначалу мне казалось, что его тема - любовь. Мне всё время хотелось расспросить его, как он выбирает пьесы, которые хочет ставить, что цепляет его в океане текстов. Хотелось понять, потому что на его спектаклях чувствовала точные совпадения с ним, получала ответы на мои незаданные вопросы.

Последняя из увиденных мною его работ - "Прокляты и убиты" по Виктору Астафьеву оказалась очень мужской, жесткой, в моем понимании она как-то выбивалась из того, что я чувствовала прежде, и вопрос выбора режиссером пьесы встал снова. Чего-то я уже не понимала.

Узнав, что будет его мастер-класс, с радостью ожидала этой встречи, возможности понять.

Виктор Рыжаков - Режиссер - опережал мои вопросы, задавая их себе сам. И про выбор пьесы. И про то, получил ли он то, чего ожидал от этой встречи для себя (в самом начале он сказал, что пришел сюда и получить, не только отдавать).
У меня вообще было такое ощущение, что между нами установилась невидимая, но ощутимая связь взаимопонимания, настолько он мои мысли и чувства излагал, только своими словами.

Поначалу он просто говорил и казалось, что это не имеет отношения к аудитории, что это рассказ о себе, такой поток сознания, будто человек не очень знает, о чем говорить собравшимся, ведь мастер-класс был для драматургов, а не для простого зрителя. Разговор профессионала театра с будущими профессионалами театра, тем более, что и сам театр начинается всё-таки не с вешалки, а с пьесы.
Однако он не был бы режиссером, если бы не знал, к чему он должен привести зрителей, слушателей, - тех, кто пришел на встречу с ним или результатом его труда.

Виктор Рыжаков говорил о совпадении с пьесой, о том, что он должен услышать текст.
Поначалу подумалось о звуках. О ритме. О музыке. Он сам об этом всем говорил, и я лучше стала понимать его астафьевский спектакль, в котором есть ритм, звук, движение в постановке хореографа Олега Глушкова, ставшие важными средствами выражения идеи.

Постепенно, по мере его рассказа, стала понимать, что вот это услышал имеет гораздо более глубокий смысл: услышал не ушами, но сердцем. Недаром вместе с ним постоянно говорили его руки. Я фотографировала его, но дома выяснилось, что почти все фотографии с браком - размазанными в воздухе руками, техника не поспевала за движениями, за речью его рук.
И руки его не раз прикасались к области сердца. Как раз в те моменты, когда мне хотелось приложить руку к сердцу словно в ответ на немой вопрос, что нужно делать, - открываться.



Тело не лжет никогда. Его руки десятки раз показали "крючочки", словно привлекая внимание к тому, что он говорит.

Он говорил, по сути, о возникновении любви. Нельзя спрограммировать это, невозможно подчинить этот тонкий взаимопроникающий энергетический процесс неким алгоритмам: вот я это сделаю, и меня полюбят.
Если ты сможешь быть искренним и стать близким кому-то таким, какой ты есть, то в этом не всегда только твоя заслуга - другой человек может быть или нет открытым и готовым принять твою искренность и близость, быть может, даже увидеть её за закрытой дверью твоего сердца.

Вообще, в любви важнее талант любить, а не быть любимым, хотя и быть любимым тоже нужно.
Однако, если тебя любят, то это заслуга не твоя, а любящего.

Рыжаков цитировал не раз Пину Бауш, для которой был важен "поиск новой искренности" - все его спектакли искренни, хотя говорят о разном.

Нет темы, которая заслоняла бы остальное - есть правда, откровенность, искренность, которая стоит за текстом у автора (а Астафьев, если вернуться к спектаклю по его пьесе, не просто искренний, он обнажающе искренний в своем отношении к миру).

Почти три часа длилась эта беседа, монолог, который постепенно превратился в диалог.
Рыжакова интересовало, что думают драматурги, что их волнует, что значит для них тема, какими они видят своих героев, о чем хотят писать.
Он хотел, чтобы авторы задумались - о себе в этих героях, в темах.
Нашли свою новую искренность.
Мне так показалось.

За эти 3 часа он поворачивал мои мысли и чувства в разные стороны, словно рассмавтривая их вместе со мной под разными углами, показывая мне самой, какой диапазон мыслей и чувств таится внутри меня.
И я поняла, как он пробуждает в юных студентах, в своих актерах то, что есть в каждом, но до сих пор не востребовано, что он великодушно и щедро открывает им - нам - самих себя, тот потенциал, который не был прежде интересен другим.
Он делится своим опытом переживаний не для того, чтобы показать себя, а чтобы другие захотели переживать вместе с ним.

"Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, какой я рядом с тобой" (Г. Маркес)

Рыжаков позволяет мне быть хорошей, потому что видит меня такой.
И несет при этом ответственность за то, что делает.
И мне хочется быть хорошей рядом с ним.

Любой выбор - это и ответственность за его последствия.

Ему задавали вопрос, как сделать, чтобы он (режиссер) прочел пьесу современного автора.
Он отвечал, что если ты хочешь быть услышанным, ты найдешь путь.

Ему снова задавали вопрос о механизме взаимодействия между драматургом и режиссером, предлагали ему прочитать пьесы шорт-листа этого конкурса: "Их всего десять, найдите время, почитайте, а то ведь у драматурга двое детей, ей некогда ходить по театрам и предлагать себя", - "В шорт-листе 12 пьес", - поправил Рыжаков.
Кто из этих двоих более внимательно просмотрел шорт-лист? Можно ли режиссера упрекнуть в невнимании к современной драматургии?
Мне хотелось рассказать о том, что даже я знаю, что он ищет современные пьесы для постановки, но он снова опередил меня, будто прочитав мысли, и рассказал, что люди, которым он доверяет, подсказывают ему интересные тексты, которые он потом читает сам и ищет то самое совпадение, о котором уже говорил.

Мне казалось, что именно его не все слышат. Он как раз из тех, кто умеет не просто слушать, но и услышать своего собеседника: мне показалось, что он нас, зрителей, слышит и понимает куда лучше, внимательнее, чем мы его.
Виктор Рыжаков терпеливо наводил нас на мысли, которые мы почему-то не поняли, задавал вопросы, в процессе ответа на которые можно было услышать если не его, то самих себя.

Что такое маленький человек, о котором с жаром говорили драматурги?
Не будучи драматургом, вижу, что "маленький человек" - это каждый раз какая-то важная часть души автора. Чем многограннее и сложнее автор, тем более разные, отличные друг от друга его герои в разных пьесах. Потому что за каждого из этих героев думает автор, переживат их чувства, если это по-настоящему волнующая его тема.

Я благодарна Светлане Кочериной, арт-директору "Премьеры", за приглашение Виктора Рыжакова к разговору.

Виктору Рыжакову благодарна за эти 3 часа неотрывного внимания его мыслям, за человеческий, личностый урок понимания, желания вникнуть, понять другого, за чуткость к слушающим, за - в самом начале он сказал, что не мастер, чтобы показывать класс - именно за мастер-класс, за искренний, откровенный и сложный разговор о пьесе, о театре, об искренности.

Жаль, что я не драматург:) Потому что мне этот разговор был интересен, важен: я была бы счастлива написать что-то настоящее по следам такой доверительной и щедрой беседы:)

Счастье, что такие люди ЕСТЬ.



Теперь есть ещё один человек, которого я люблю трепетно и уважительно:)))
Как здорово, когда можно переживать нежность:)))

UPD 1. Оказалось, что "С любимыми не расставайтесь" стал в свое время первым спектаклем-потрясением юного Вити Рыжакова.
И то, что он сделал свой спектакль, став взрослым, говорит мне об умении быть верным идее, своей мечте.
Редкое качество.

UPD 2. Приходил Олег Кудряшов, руководитель актерско-режиссерского курса ГИТИСа.
Tags: Любовь, Премьера
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments