Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

Драматургический практикум "Премьера.txt"

Сегодня открылась "Премьера", накануне её арт-директор Светлана Кочерина подала заявление об уходе с этого поста из-за необоснованных претензий учредителя конкурса в святотатстве принятых к рассмотрению пьес и в нерусскости авторов. Дремучая ересь хрущевских времен. Подготовленная Светланой программа выполняется, тем не менее.
Сегодня прослушала читки пьес двух учениц Николая Коляды и той самой "нерусской" Керен Климовски, которую не захотели принять в Московском институте социально-культурных программ (при Департаменте культуры), при чем и пьеса эта как раз на тему неприятия "чужаков".

Татьяна Вдовина "Доченька", реж. А. Май

Как рассказала Татьяна Вдовина, пьеса была написана по реальной истории, увиденной по ТВ: отчим вел приемную дочку в школу, отвлекся, девочку увезли в неизвестном направлении, её искали, но не нашли, а отчима заподозрили в том, что он девочку убил. Долгие годы он старался не выходить из дома, жил замкнуто, неся тяжкий груз подозрений. Лишь спустя 17 лет грибники в лесу наткнулись на землянку с пленницей, которая за эти годы родила мучителю, укравшему её в детстве, троих детей.
Корреспондент, рассказавший эту историю, показал фотографии отчима до пропажи девочки и после её возвращения, Татьяна сказала, что увиденное её потрясло настолько, что она решила написать об этом пьесу.



Ни один из героев пьесы не назван по имени, словно эта история могла произойти где угодно с кем угодно. Диалоги, в которых собеседники не слышат друг друга, говорят каждый о своем, словно в параллельных пространствах. Несчастные родители как изгои: счастье, что мать пропавшей девочки вериля, что муж не мог погубить дочь, поддерживала все эти годы своего мужа.
В пьесе есть потенциал, юмор, подмечены-подслушаны речевые особенности героев, есть возможность развить некоторые линии и убрать лишнее, отшлифовать текст: подобные практикумы для молодых драматургов - хорошая школа, где знающие люди дадут дельные советы начинающим авторам.
На мой взгляд, пьесе не хватает внятного финала: в нынешнем виде остается ощущение некой слащавости, надуманности, о чем автору сказали, а уж её право что-то менять в пьесе или оставить так, как видит она сама.

Обсуждение вел Павел Руднев.


Пьесу второй ученицы уральской школы Екатерины Васильевой "Там, за Ладожским озером" (реж. В. Приходченко) уже слышала на "Евразии" в исполнении актеров "Коляда-театра" с некоторой долей взрослой отстраненности. Здесь за героев-детей читали актеры-дети: Никита Полицеймако и Катя Дежина. Дети пережили истории своих героев как свои: на обсуждении Никита вдохновенно объяснял собравшимся взрослым, критично разбирающим текст пьесы, что его Миша очень сильно любит свою маму, активно защищал не только героев, но и автора, а девочка даже прослезилась - дети искренно и непосредственно приняли участие в судьбе своих героев. По окончании читки слушатели говорили о вызывающем по разным причинам сомнения финале: два ребенка, брошенных родителями, уплывают в мир иной на дырявой лодочке. Лично мне показалось, что автор не знает, как могут развиваться судьбы таких детей, а ведь по логике событий и силе характеров детей можно было сделать более реалистичный и сильный финал.







Режиссер Лера Приходченко очень внимательно разобрала с артистами пьесу, видно, что история двух детей, до которых взрослым нет дела, тронула её до глубины души.



Обсуждение пьесы вела драматург Анна Добровольская.


Обе пьесы женские и в чем-то наивные, может быть, им не хватает мастерства, отточенности, но темы, затронутые ими - о потерянных детях - волнуют не только их, пожелаю им востребованности и сценического воплощения.

Третья пьеса написана Керен Климовски, которой на днях исполнится 25 лет: в 5-летнем возрасте родители увезли её из Москвы в Израиль, сейчас она учится в США.

Пьеса "Тот вечерний несказанный свет" - фактически её личные воспоминания о первых годах учебы в израильской школе, о том, как её приняли, как чужака, как ей приходилось бороться за право оставаться самой собой, об ощущении беззащитности и необходимости находить в себе способность противостоять грубой силе и хамству, о поисках опоры внутри себя, об отчаянии, которое пробудило силы выстоять и победить, и как мне показалось, о чувстве Родины - может быть, скорее внутренней Родины, которая не имеет четкой национальной окраски, а есть только вера в "несказанный свет".



Режиссер читки О. Карас.



На обсуждении драматург Елена Исаева сказала правильные слова о том, что подобная история могла случиться в любой стране, в любой школе.
Задавали вопрос, пьеса ли это или рассказ, хотя две моно-пьесы Ярославы Пулинович (ученицы Коляды:) ) уже успешно идут в театрах, поэтому у меня вопроса такого не возникло - очень даже пьеса с хорошими драматургическими поворотами, с изменениями в душе героини, написанная хорошим языком, разве что лично мне были не понятны некоторые чисто израильские названия или понятия, это немного напрягало. В печатном тексте можно сделать ссылки, а вот на слух воспринимается туго, отвлекает от действия.

Думаю, и эта пьеса будет востребована современным театром.
Tags: Премьера
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments