Разобрав себя по разным возрастам, мы стали разбираться в том, что такое семья.
Существует 4 важных закона функционирования семьи как системы.
1. Система отражает каждого её члена таким образом, что семья может быть описана только отношениями между членами семьи, но не их суммой.
2. Вся семья оперирует на принципе равновесия так, что если один из её членов выпадает из равновесия, другие компенсируют создавшийся дисбаланс.
3. Система функционирует по правилам ("конституции"). В здоровых семьях эти стереотипы (правила) отношений могут быть предметом обсуждения, взаимных уступок, эти правила открыты, т.е. к этим правилам можно вносить новое. В нездоровых семьях правила тверды и непоколебимы.
4. В рамках семьи её члены имеют определенный репертуар ролей и разыгрывают эти роли таким образом, чтобы поддерживать в равновесии свои потребности. В здоровых семьях роли гибкие и ими можно поделиться с другими членами, в нездоровых - тверды и заморожены.
Горизонтальные составляющие, главное семьи - это брак, отношение между мужем и женой, а вертикальные составляющие - родители и дети, т.е. есть супружество и родительство разных уровней.
То, что происходит между супругами, очень важно для детей.
4 основных задачи детства:
В супружестве это отражается примерно так:
I фаза - фаза безграничной зависимости, погруженности в любовь, это напоминает зависимость ребенка от матери.
II фаза - стремление к противозависимости, т.е. к автономности, определение границ.
III фаза - фаза самоактуализации, достижения независимости от поглощения любовью, как возвращение в прежний круг или работу, т.е. "вне семьи" должно что-то быть.
IV фаза - фаза взаимозависимости, сотрудничества, партнерства, т.е. признание прав друг друга.
То есть, семья, подобно растущему ребенку, существует и развивается примерно так же, как растет и развивается ребенок: сначала он полностью зависит от матери и не может без неё, как супруги стремятся проводить время вместе в первое время после свадьбы; затем наступает период, когда ребенку надо познавать мир и он отделяется от матери, говорит "я сам", и супруги так же отстаивают свое право быть отдельными; в третьей фазе, "подростковой", ребенок вырывается в среду себе подобных, а супругам важно иметь раздельное общение, интересы, важно иметь некоторую свободу, по сути - осознавать себя не половинками целого, а самостоятельными единицами; и наконец, в четвертой стадии как взрослеющий ребенок должен стать партнером, а не подчиненным, так и супруги признают право другого на свою жизнь.
Если на каких-то стадиях нарушаются отношения между супругами, воникает дисбаланс, и дети должны помогать восстанавливать равновесие. Т.е. родители (один из них) обращаются в ребенку другого пола для того, чтбы отдавать всё невыраженное ему. В этой ситуации возникает потенциал для посягательств, когда ребенок более значим, чем супруг.
Крайней степенью этой ситуации является инцест, издевательство.
В меньшей степени - назойливые ласки.
В этом случае границы ребенка не сформированы.