Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Куяльник (2)



Мой экскурсовод, который рассказывал что-то, не умолкая, подсказывал мне ещё и позиции для лучших фотографий. Видя, что я присматриваюсь и поднимаю фотоаппарат, строго советовал: "Не надо отсюда, пойдемте, я вам покажу место получше, оттуда получатся отличные фотографии." Его забота была трогательной, ведь неудачные снимки легко стереть.

Вид с Жеваховой горы от остроконечной башенки, к которой ведет высокая лестница:



Обратите внимание: здание лечебницы имеет необычную форму и кажется несимметричным. Та часть, которая видна с этой стороны, более менее в живом состоянии, а вот та, что ближе к лиману, полуразрушена: сама я там в этот раз не ходила, но при хорошем приближении можно рассмотреть, что окна выбиты. Изначально полукруглой пристройки не было, что видно на стархы фотографиях.

Вот так выглядела лечебница после постройки:





Информация взята отсюда: http://www.odessastory.info/displayimage.php?album=67&pid=2558#top_display_media


От бювета мой попутчик-гид повел меня дальше по дороге, хотя казалось бы, там уже не может быть ничего интересного. По дороге мой спутник рассказывал мне о годах войны: я спросила, был ли он в годы оккупации в городе. И он рассказал мне историю, увиденную собственными глазами.

Во время отступления советских войск бойцов вывезли за несколько ночей на кораблях, тайно подходящих к порту. Чтобы немцы не догадались, что войска выведены, пожилых мужчин старше 55 лет и пацанов-подростков сгоняли к катакомбам, чтобы разведка сверху видела большое количество людей. Там же оказался и рассказчик. Однажды он стоял, задумавшись, и вдруг мимо на небольшой высоте пролете немецкий самолет, настолько близко, что Сергей увидел даже взгляд немецкого летчика, направленный прямо на него. Серёжа испугался, дернулся бежать, только потом сообразил, что выстрелов не последует: из кабины в его сторону не было направлено оружие. Но тот случай, страх и взгляд немца он запомнил на всю жизнь.

На следующий день после отхода советской армии Сергей с ребятами своего двора увидели, как издалека приближаются войска, как потом оказалось, румынские. Дом их находился на тогдашней окраине города, чуть на подъеме, поэтому солдаты были хорошо видны сверху, а вот им не было видно, что их ожидает впереди.

От толпы солдат отделилась одна фигура. Разведчик шел очень медленно и постоянно крестился. Точно, как на эшафот. Остальные молча ждали его реакции.
Он дошел до места, откуда стало видно, что с этой стороны никаких войск нет. Солдат радостно закричал, стащил головной убор, стал прыгать и громко зазывать остальных. Солдаты бросились вперед, поняв, что им ничто не угрожает.

По словам моего попутчика, румынская армия была одета по сравнению с немцами очень плохо, кормили их тоже неважно. Однако румынам был дан приказ особо не зверствовать,
чтобы не настраивать против себя местное население потому что Одессу обещали отдать им.

Они ходили по квартирам якобы с обыском и кричали "Матка, яйки, куры бомба, матка, бомба!" - искали оружие.

В доме, где жил рассказчик, было 3 этажа, типичный одесский дворик, когда все у всех на виду.
Однажды во время обыска все услышали какой-то крик. Солдаты, разбредшиеся по квартирам, выскочили наружу. Со второго этажа бегом спускался и что-то кричал на румынском один из солдат, остальные прекратили обыск и припустили за ним.

Потом вышла хозяйка квартиры, откуда выбежал солдат. Плюнув, расстроенно сказала: "Матка-бомба, матка-бомба, а шарить стал по кастрюлям, увидел там кусок мяса на косточке, выхватил прямо руками, заорал как ошпаренный и выскочил вместе с мясом!"

Вот с такими рассказами он привел меня к зданию церкви.

На старинных фотографиях тоже есть церковь, изящная, с несколькими куполами, но судя по всему, деревянная, поэтому не сохранилась.



Сейчас тут совсем другая церковь, довольна небольшая и простая по исполнению, но заботливо ухоженная с уютным двориком, засаженным цветами.







Отсюда открылся красивый вид на лиман.



От воды нас отделяла широкая полоса подсохшей грязи, вода ушла метров на 50-70 вперед,





обнажив недавнее дно.



Тут же пасла коз старушка,



рядом с которой уютно расположилась маленькая кудрявая собачка.



Оставив своего нового друга рядом с бабушкой - он присел передохнуть и тут же заговорил с ней на какие-то экономико-политические хозяйственные темы, которые со мной не затрагивал, - я отправилась бродить по берегу, восхищаясь внутри этим мужчиной: такой мудрый психолог, который знает, кому что интересно, может поддержать миролюбивую беседу на любую тему.

Давая ему передохнуть, долго бродила по берегу и вот что там увидела.



Грязь Куяльницкого лимана оказалась удивительной: она была разного цвета,



искрилась в лучах солнца седыми солевыми кристаллами.





Воздух пропах своеобразным ароматом перепревшего просоленного ила.

Судя по предметам, разбросанным по берегу - одиноким пляжным тапочкам, автомобильным шинам, пустым бутылкам, - не так давно вода доходила до того места, где пасутся козы.

Куяльницкий лиман периодически находится под угрозой обмеления. В целях сохранения уникальной местности дважды, в 1907 и в 1925 годах, рылись специальные каналы для притока морской воды. Сейчас тут ведется незаконная добыча песка, что также влияет на уровень воды и грозит высыханием.

На этой фотографии видно, как далеко ушла вода от прежнего уровня. На реке Большой Куяльник, которая питает лиман, устроено около 20 прудов, что отбирает воду от питания лимана. Берег обнажился метров на 50.



Об истории этого дома я прочитала тут: Дача "Аркадия"



Дело в том, что спустя 8 лет от начала строительства лечебницы, с 1841 года на склонах жеваховой горы (И.С. Жевахов, отставной генерал-майор, потомк запородских казаков, владелец земель между Куяльницким и Хаджибейским лиманами, имея которого сейчас носит гора) вдоль берега лимана, по распоряжению М.С. Воронцова, домашним врачом которого и был Э.С. Андреевский, безвозмездно выделяются участки земли для строительства дачных домиков в целях дальнейшего освоения этого уникального места, дабы приезжающим лечиться и платить деньги за лечение людям где-то можно было останавливаться. В короткий срок вырастает поселок, в котором в летнее время могло остановиться до 1000 приезжих больных. Тогда же высаживается парк, строятся домики с меблированными комнатами, ресторан. Дача Аркадия, видоизмененная - одно из немногих сохранившихся зданий.

Во время своего пребывания в Одессе (1856-1858 гг.) великий русский хирург Н.И. Пирогов неоднократно бывал на Куяльнике, интересовался его развитием, консультировал больных, в своих трудах писал о необходимости присылать сюда больных с долго незаживающими ранами. (1)


О важности в глазах одесских властей развития Куяльницкого курорта говорит тот факт, что для проектирования лечебницы был приглашен академик архитектуры Н.К. Толовинский, известный одесситам по прекрасным зданиям Одесского национального университета, Одесского медицинcкого университета и др.) Толвинский построил здание в смешанном восточно-славянском стиле.

Характерным для здравниц Одессы того времени было то, что больные врачами не осматривалиались. Если больной нуждался во врчебном осмотре и обслуживании, то за отдельную плату приглашались известные врачи из одессы, производились необходимые анализы и исследования. Интересно отметить, что обслуживающий персонал того времени не получал жалования; он официально работал за чаевые" (1)

Используемая литература:
1. Л. Данилюк, А. Кулик, - "Дары Куяльника", Одесса, 2002 г.
Tags: Куяльник, Одесса
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments