Посмотрела две читки.
Две предыдущие пьесы Любови Мульменко, которые слышала на Любимовке, не оставили особого впечатления, показались ученическими, старательными, но неопределенными, какими-то неловкими, неоперившимися. Однако драматурги, знающие её творчество лучше, хвалили эту девушку. Поскольку терпение и труд всё перетрут, в это верю абсолютно, то пошла слушать новую пьесу в надежде, что смогу изменить мнение.
И таки изменила:)
Несмотря на военнофобское в российском понимании название "Призыв", которое обещало какой-нибудь памфлет или острый конфликт, пьеса оказалась о девушке, о любви, о готовности любить, идти с любимым автомат в автомат на войну :)
Пьеса слушалась очень легко, с интересом, удовольствием, словно ты наблюдаешь за процессом плетения кружева коклюшками. Она написана хорошим языком, с разбросанными по всему тексту философскими зернами, с тонким юмором, цитатами из фильмов (на мой взгляд) в виде писем героини (как в "Белом солнце пустыни"), и перечисления достижений (как в "Золушке"), с небольшими вкраплениями ненормативной лексики, с песнями, молитвами. Причем все эти ингредиенты выдержаны в хороших пропорциях, так что получается не сборная солянка, а вкусный необычный салат по забытому рецепту. Очень живая пьеса, придуманная, но действующая на тебя, как настоящая. Почему-то подумалось (кто-то скажет, что это идея фикс, но вот уж какая есть:) ), что несмотря на то, что Любовь Мульменко совсем не ученица Коляды, однако именно в этой пьесе Коляда ощущается очень хорошо:) Я даже живо представила эту пьесу в "Коляда-театре" с его актерами:))
Понравилось, что текст поделен на три части, меняющие друг друга на протяжении всей пьесы: есть часть "реальная", происходящая в жизни героини, когда она влюбляется в совсем не идеального мужчину с пивным пузом, есть часть "фантастическая", где она, как Жанна Дарк, уходит "на войну" с любимым мужчиной, и есть некие письма, которые она пишет маме.
Автор сумела соблюсти баланс между фантазией и реальностью, добавить вкусные ремарки, которые хочется оставить, потому что это не увидишь, а слушать интересно, они необычные, прикольные, а появление в ремарках кошки наводит мысль на то, что текст может быть сценарием для фильма, в пьесе есть хорошо написанные диалоги, живые, держащие внимание, интересно следить за развитием отношений между героями и самой героини.
Замечательная пьеса, очень порадовалась за Любу, в моем скромном понимании её творчества это - шаг на ступеньку вверх.
Умничка и молодец.
Вячеслав Дурненков, тьютор (старший товарищ-советчик:) ) Любы на этой пьесе, сказал, что подрастает новое поколение драматургов, от которых пока не известно, что можно ожидать, как, к примеру, уже понятно, какие темы будут затрагивать Клавдиев и другие авторы из его поколения. Люба, во всяком случае, берется за разные темы. Хотя считается, что художник всю жизнь разрабатывает одну тему, однако у Любы и авторов её возраста вся жизнь впереди, и какие темы им будут интересны, покажет время. Ведь и Клавдиев когда-то был молодым революционным автором, взрывающим устои и мозг, а теперь тоже превратился в тьютора для новых авторов.
Однако же женская драматургия рулит, в драматургию пришли амазонки.
Вячеслав Дурненков, Любовь Мульменко, режиссёр читки А. Казаков
Слушают обсуждение пьесы режиссер Руслан Маликов, драматург Юрий Клавдиев, актер Игорь Стам.
Драматург Ольга Михайлова
Драматург Ольга Стрижак
В связи с отъездом украинских гостей проект ПГТ был перенесен на час вперед, а читку пьесы С. Димитриевич перенесли в новое помещение Театра.Док, которое для этого не предназначено - там ведутся репетиции, находится офис. Но доковские зрители-слушатели - народ особый, не гламурный, потому первое недоумение быстро сменилось смирением, благо пьеса короткая и, полчаса стоя у стены, на столе или на подоконнике, можно было вынести.
Две актрисы, Светлана Иванова
(преданная Рыжакову актриса, играющая в разных его спектаклях, в том числе и в моноспектакле "Рыдания") и Ольга Сухарева (недавняя выпускница ШС МХАТ, ученица В.А. Рыжакова, Софья из "Горе от ума")
интимно и нежно прочитали интимную и нежную пьесу-диалог двух женщин, дочери и матери, в которой сначала идут повторы привычных каждодневных разговоров людей, живущих бок о бок, уставших от привычек друг друга, не очень внимательных к тому, что отвечают на заданный вопрос, но постепенно появляются другие варианты ответов на заученные вопросы, что-то неуловимо меняется в отношениях, и лишь к финалу понимаешь, что мать заболела и умерла, и дочь в самом конце беседует уже с умершей мамой. Это медленное постижение любви в душе, углубление понимания друг друга, постепенное развитие-воспитание чувств, которые и внутри тебя так же эволюционируют, создали атмосферу нежности в тесном пространстве - белом, между прочим, в отличие от черного Дока - тонкую и прозрачную, как паутинка на листве в осеннем солнце.
Обсуждения не было, потому что автор не смогла приехать на Любимовку.
Рыжакова уважаю и люблю за какую-то мужественную хрупкость, за интерес к Женщине, к тому, что происходит в её душе, за тщательность выбора текста, темы, за уважение к автору, тексту, актерам и зрителям, деликатность и глубокую проработку пьесы.
Читка чем-то напомнила его "Рыдания" - такое же отстранение актрис от текста, как бы машинальное произнесение фраз, его манера как раз очень подходит под формат доковских-любимовских читок: тихо, внешне не выразительно, но беруще за сердце.
Он живой, подвижный, меняющийся во времени.
У Рыжакова, между прочим, не только спектакли хорошие, но и дочка - главное его произведение - очень красивая:)) На папу похожа:)))
С этим настроением - светлым, легким - и отправилась домой.
А это - Анечка Афанасьева, без не видной постороннему глазу заботы которой фестиваль был бы совсем другим.