Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

Любимовка-2010. День пятый, "гладких" пьес :)



«Геронтофобия». Пьеса В. Леванова. Режиссёр Е. Беркович


Вадим Леванов - драматург опытный, так что и пьеса у него хорошая:)

Молодая девушка, представляющаяся медсестрой из поликлиники, ходит по квартирам со списком пожилых людей и раздает кремлевские таблетки, от которых старички умирают.
Если ей попадаются больные дети-дауны, она им тоже дает такую таблеточку.
Типа, государству эти люди не нужны, проще от них избавиться, чтобы не тратить на них деньги.
Причина, по которой девушка расправляется с немощными, остается неизвестной - то ли личная ненависть, то ли некая секта, то ли и правда, государственная программа "оздоровления, реабилитации" общества.

Драматург Дайнис из Риги рассказал, что у них реальная история была с похожим сюжетом.

Читка была очень хорошая, на обсуждении выступила режиссер читки Е. Беркович - очень четко изложила свою позицию.

Хотя пьеса написана правильно, сказать, что она меня потрясла, не могу. Хорошая пьеса, но мне не хватило боли, как сказал драматург Олег Шишкин на одном из обсуждений: где боль, там интересно. Констатация факта без отношения к нему, некая отстраненность автора от происходящего - так мне показалось.











Режиссер читки Е. Беркович



На обсуждении пьесы


Драматург Вадим Леванов



Драматург Ольга Михайлова



Джон Фридман



Драматург Евгений Казачков
Кстати, всегда говорит по делу, очень разумно, взвешенно.
Жаль, что в этом году его пьесы нет на Любимовке - у него замечательные, талантливые тексты.



Драматург Елена Исаева



Драматург Светлана Новикова



Драматург Михаил Дурненков







«Суббота». Пьеса Р. Сенчина. Режиссёр А. Жиряков


Михаил Угаров рассказал, что к "Золотой маске" они решили подготовить эксперимент по "внедрению новой крови" - я бы так это охарактеризовала в шутку:)
Почувствовать себя драматургами предложили людям, которые драматургией прежде не занимались.
В частности, прозаикам.

Роман Сенчин - один из прозаиков, принявших участие в этом интересном проекте.

Пьеса рассказывает об одном выходном дне одной простой российской семьи.
Это бытоописание, такой своеобразный "вербатим" бесхитростного существования отдельно взятой ячейки общества.
Папа, мама и две дочери школьного и дошкольного возраста. Проверка уроков, выученного для детсада стихотворения, приготовление обеда, общение с компьютером, телевизор под пиво.
Не происходит никаких событий, нет скелетов в шкафу, семейных тайн, интриги.
Обычный день обычных людей.
Нет действия, драмы, трагедии (сбежавшие на плиту пельмени не тянут на таковую), комедии, все конфликты - местного значения.
Характеры понятны, не возникает вопросов, желания разобраться, почему человек поступает тем или иным образом.

Реальности происходящему добавляло участие в читке двух девочек, словно перед нами и впрямь обычная семья. Слава Богу, в этой "семье" не ругались матом - атмосфера Дока прям-таки пропитана ненормативными выражениями, так что я с опаской ожидала, что девочкам придется выслушивать лишние слова, однако им повезло - семья была описана вполне приличная :)

Читку делал режиссер Алексей Жиряков - он всегда делает очень добротные, добросоветные читки пьес, тщательные, уважительные к автору и тексу, к героям. И пьесы выбирает тоже тщательные, не скандальные, не шумные - мне так кажется.

Претензий к пьесе нет:) Потрясений тоже:)

На обсуждении специалистами высказывался экзистенциональный ужас по поводу растительного существования такой семьи:) "Они не любят друг друга, они терпят друг друга, дочка уже мечтает купить собственную квартиру!"
Предлагалось также порезать девочек на кусочки и заложить мясо на хранение в холодильник (в пьесе В. Шергина, прочитанной накануне, происходило именно это с поеданием плова из человеческого мяса:) ).

Всё это, разумеется, говорилось с иронией:)

Встала девушка, представилась нормальным зрителем.
Все засмеялись:)))
Она сказала, что из Кирова, то есть из Вятки, что не избалована театром, однако не может понять, почему эта семья вызывает священный ужас у обсуждаемых, ибо сама она мечтает о такой семье.

Одним словом, было весело:)

Мне этот эксперимент понравился. В сравнении разных пьес в процессе идущих друг за другом читок (и хорошо, что пьесы прозаиков прозвучалив не подряд, а в разные дни, разведены) на реальном опыте становится видно, что делать дальше. Прозаик написал пьесы в чем-то лучше драматурга - по языку, по отсутствию желания эпатировать, взрывать мозг. Спокойная такая пьеса, почти арбузовская. С такой пьесы я бы не ушла в антракте, но и запомнить не запомнила. По сути, эта пьеса мало отличается от пьесы Любови Мульменко "Алкогольные новеллы" - подслушанные диалоги, разве что язык героев не шокирует, совершенно обычный, уже и на том спасибо. Зрителю порой надо подсказывать, куда двигаться, давать акценты, ведь на Любимовке зрители - люди искушенные, делающие пьесы, видящие каждую профессиональным взглядом - структурно, текстово, а обычному зрителию нужно объяснять чуть больше, чем специалисту, особенно если текст ровный и зритель "уплывает" от происходящего в свои мысли.

Отвлекусь:)
Как-то в Маяковке очень давно на "Бонапарте" во время длинного монолога о финансовом положении государства, когда зритель отключался от происходящего (не только я, судя по смешкам в зале), актер резко бил по декорации, зрители вздрагивали и возвращали внимание на сцену.
Так артист подправлял ошибку драматурга.

И всё же для пьесы, для театра такая гладкость кажется неинтересной. Да, есть о чем задуматься, но ни экзистенциального ужаса, ни желания иметь такую же семью не испытала. Да, люди эти живут машинально, не вдумываясь в то, что происходит вокруг них, они уделяют формальное внимание друг другу, не копаются в себе, не ищут смысл жизни, не решают глобальных задач, но - зрительница из Вятки права - в скольких семьях происходят трагедии такого масштаба, что увиденное можно считать идеальной семьей.
Поэтому обычный зритель, в театр ходящий далеко не каждый день, не увидит ничего ужасного в происходящем. То, что читающие люди увидят в прозе, не очень читается в драматургии, мне кажется, интереснее было бы что-то обострить в происходящем, более ярко обозначить отсутствие любви, безразличие друг к другу.







Режиссер читки Алексей Жиряков





Драматург Михаил Дурненков
Как-то очень душевно он ведет обсуждения пьес :)
За 3 года, что хожу на Любимовки, он изменился, в нем появилась какая-то мягкая мудрость, будто он что-то пережил, это вызывает во мне какую-то материнскую нежность :)))



Драматург Олег Шишкин, который как раз и сказал, что интересно там, где боль.





Драматург Ольга Михайлова



Зрительница из Вятки



Драматурги Елена Исаева и Михаил Дурненков

Tags: Любимовка
Subscribe

  • О преодолении страхов

    Моя любимая подружка Саша Велескевич, выпускница ШС МХАТ, с которой мы подружились случайно, когда она была студенткой, но отношения вышли на…

  • Текст от незрячего человека

    Сначала мне хотелось написать манифест, в духе – давайте быть теми то и такими-то, делать так-то и так-то… Но немного поостыв, я подумал – давай,…

  • Травмпункт

    Лечу-лечу руку, но что-то никак. Помыла на праздники два окна в надежде на ощущение здоровья. Почему-то стало хуже. Что-то не то, думаю. Не то делаю.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments