Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

Любимовка-2010. День четвертый, пьес с немотивированным насилием

Для себя я именно так обозначила тему прослушанных пьес. Они были очень разными, но на мой взгляд, объединяла их агрессия без видимой причины - НАЗЛО. Пьесы "назло". Это тоже стимул или даже причина.

«Он пропал без вести». Пьеса Я. Пулинович. Режиссёр М. Гацалов


Ярослава Пулинович - девушка, родившаяся под счастливой звездой. Такое впечатление, что ей дается всё легко, она попала в струю, поймала свою волну и т.п. У разных людей это может вызвать сложные чувствы - зависть, ревность.
Даже не зная вех её судьбы, думаю, что она это заслужила.
Сделайте то же самое - и будет вам счастье.

После двух пьес про таких разных девочек с одним именем Наташа, говорящих на разных языках внутри русского, Ярослава написала совсем другую пьесу, совершенно не похожую на предыдущие.
Лично для меня это - сюрприз.

Если пересказывають сюжет: у брата и сестры пропал отец, они подали заявление в милицию, участковый занялся розыском. В ходе опроса родных он видит неадекватную девушку, которая ничего не знает о своем отце, рассказывает о брате по имени Глеб, который "дружит" с куклами, сделанными за приличные деньги и похожими на настоящих девушек, как две капли воды, причем есть одна постоянная Энди, но когда она в отлучке, появляются другие. Лишь потом выясняется, что Глеб периодически "душит" Энди, хоронит её по-настоящему на кладбище, потом разрывает могилу и возвращает Энди для любви.
По ходу пьесы появляются и другие персонажи, в частности, три суицидника, которых воспитывал пропавший мужчина, работающий в то же время вроде директором некой фирмы, возможно, "нефтяной".

В финале пьесы выясняется, что отец жив-здоров, но скрывается от родных, сестра сожгла только что выкопанную любимую куклу Энди, чтобы брат обратил на неё внимание и поговорил с ней, а Глеб вместо разговора задушил свою сестру, положил в гроб вместо куклы.

Если бы мне пересказали такой сюжет перед спектаклем, я бы подумала, стоит ли на него идти. Но сюжет - это ведь чисто внешнее.

Мне показалось, что пьеса затронула тему семейного безразличия друг к другу. Никто не знает, чем занимаются его родные, где бывают, чем живут. Если взрослые ещё как-то выживают, то подростки пока не в силах справиться с этим: тема смерти витает в воздухе, хотя это не выглядит трагически. Слишком много и поверхностно об этом говорится, чтобы допустить это до разума или сердца: ближе всего в ощущению от этой темы - приторно.

Кажется, что Ярослава пробует себя иной, меняет жанр. Мне это очень симпатично, потому что когда человек не застревает на месте, а находится постоянно в движении, даже утыкаясь в тупики и возвращаясь к началу поиска пути, это всегда приводит к результату. Терпение и труд всё перетрут.

На обсуждении ощущалась какая-то растерянность, многие не знали, что сказать. Задали вопрос, что хотела сказать этой пьесой сама автор. Ярослава ответила, что для неё отец - это Бог.
Одна из зрительниц, представившаяся как теоретик современной драмы, предпоположила, что отец проводил некие эксперименты по воспитанию, в том числе и собственных детей, но увидел, что у него не всё получилось, исчез, спрятался без указания адреса и возможности поговорить глаза в глаза.
По сути-то, это именно то, что хотела сказать Ярослава об Отце как о Боге:)
Сама я этого не увидела, но это вовсе не проблема автора, а моя собственная.

На мой взгляд, Ярослава решила сделать что-то отличное от того, что было прежде. Насколько ей это удалось, мне трудно судить: другое - да, но насколько эта пьеса будет востребована в том виде, который есть, покажет жизнь. Мне показалось, что линию отца можно усилить, сделать более четкой, ясной.

На обсуждении я всё ждала, когда же автора в очередной раз попрекнут "школой Коляды": ещё ни одна Любимовка на моей памяти (а эта Любимовка четвертая) не обошлась без упоминания уральской школы современной драматургии:)) Причем обычно об этом говорится, как о чем-то почти неприличном, авторам обычно советуют уйти от этой школы.
Конечно, я не знаток драматургии вообще, а уральской - в частности. Любитель, так сказать:)
Однако их тех авторов-выходцев из школы Коляды, которых я читала, общего, на мой взгляд - своеобразие. Могу предполагать, что сам Коляда ни на кого не давит, напротив, дает каждому возможность проявить свои качества, как мудрый родитель, подмечая положительное и природное и давая ему ход. Схожесть может возникать совсем по другой причине: изначально к Коляде идут люди, которые доверяют себя именно ему, значит, им нужен именно этот человек, а Коляда выбирает что-то свое, близкое, на его взгляд, талантливое - в текстах, в людях. Кто-то и сам уйдет, когда поймет, что ждал чего-то другого. Такой естественный отбор получается.
А из тех, кто закончил и стал востребованным, каждый - особенный, пишет на свои темы, своим языком, стилем, и уж со временем они уходят в свободное плавание, никак не повторяя Учителя или друг друга.

Проще всего - критиковать созданное другими. Не нравится тебе школа Коляды, создай свою "школу Иванова", возись с молодыми амбициозными авторами, читай их шедевры, подмечай, что они делают правильно, а что - нет, учи, натыкайся на обиды, глотай их или управляй ими, забыв о своей значимости: делай так, чтобы твоих учеников выделяли как ученикоа школы_иванова и не попрекали бы при этом ивановщиной, не называли стукнутыми_ивановым, а уважали именно твою школу. Ни разу не слышала, чтобы кто-то говорил, что выпускники литинститута пишут одинаково. А вот Коляду используют как некий ярлык, штамп, порой - как плевательницу. Неуважение к человеку, живущему по принципу "а Васька слушает, да ест", то есть, продолжает делать, а не рассуждать, оборачивается неуважением к самому себе.

В этот раз Ярославе никто не говорил, что ей надо "предать" учителя:)))
Однако, я рано расслабилась:)))

Читка была срежиссирована Маратом Гацаловым как представление, или, если воспользоваться модным термином, как перфоманс: на полу лежали подушечки, оставшиеся зрителям Дока, кукол играли живые девушки, ласкавшие героя на словах, когда милиционер "простой_рязанский_паренек" трогает кукол.














Драматург Ярослава Пулинович и режиссер читки Марат Гацалов



Ярослава




«Очень нетеатральные пьесы три». Пьеса В. Шергина. Режиссёр К. Солдатов


Эту пьесу Валерия Шергина слышала на читке на "Евразии" у Коляды. Там режиссер всегда один, актеры сильные, харизматичные, читки всегда яркие, запоминающиеся, да и в каждой пьесе Коляда, как "старая театральная крыса", как он сам себя называет, умеет найти лучшее и показать пьесу конфеткой.

Мне она и там показалась, действительно, совсем не театральной по логике названия.:) Отрубленная голова, взорванный поезд, человек без рук, без ног, писающий в рот другим психбольной Писькин - это что-то:) Но посмеялась, и ладно.

На обсуждении здесь, на Любимовке, самым интересным было выступление самого Валерия Шергина:)
Оказывается, он - актер драмтеатра из Сарапула, пьесу эту он написал как протест против репертуарного театра, назло старым актерам: а вот не сыграете вы это ни за что:)) Говорит: я хотел взорвать их мозг!:)

Стимул сильный:)
Выступил ещё один бывший актер, тупо стоявший на сцене по полчаса в эпизодических ролях и также ставший драматургом:) Идти от противного - тоже направление:))

Глядя на Шергина, я радовалась его искренности, самодостаточности и поняла, почему и его взял в свои ученики Николай Коляда.
Ведь и Шергин - тоже его ученик.
То ли об этом обличители школы Коляды не знали, то ли растерялись - но упреков автору не представили:)))

Зато нашли в пьесе много интересного, разложили её на составляющие, и я для себя многое поняла - да, пьеса, видать, хороша:)))

Что точно - она ни на что не похожа:))

Автор же сказал, что ему самому нравится куда больше другая его пьеса, самая первая, которую он писал небольшими частями, его сестра относила к себе на работу на завод, читала там вслух, и рабочие этого завода высоко оценили его творчество.

Чудесный совершенно парнишка, я была в восторге: слушать его было сплошное удовольствие:)) Это был отдельный спектакль, очень настоящий, жизненный - потрясающе:)


Читка была сделана силами представителей калужского театра.
Режиссер читки К. Солдатов









Автор Валерий Шергин






Драматург Александр Родионов ведет обсуждение пьесы.






Высказывается драматург Евгений Казачков




«Любовь как доза кокаина». Пьеса Г. Ахметзяновой. Режиссёр М. Угаров


Это была самая сложная читка фестиваля из прослушанных, на мой взгляд.
Драматург Юрий Клавдиев предварил её словами: "Я читал эту пьесу 5 раз, но так и не понял смысла." Режиссер М. Угаров сильно сократил длинную, по его словам, пьесу.

То, что я услышала, было больше похоже либо на эротические фантазии, либо на сценарий к фильму соответствующей категории. Я смотрела на автора, сидящую недалеко, видела её напряженное лицо, и понимала, что тут что-то не стыкуется. Пьесу глазами не читала, насколько обрезка текста и выделение именно этих фрагментов в одну линию обправданы, так и не узнаю. В том виде, в каком она была представлена, она произвела тягостное впечатление на всех. И отзывы, соответственно, были, скажем, недоуменные.
Когда дали слово автору, она мужественно пояснила, что пьесу свою любит, готова её защищать, потом рассказала предысторию создания пьесы, после чего все притихли. Тиражировать это я не вправе, но изменила отношение и к пьесе, и к автору.

Именно ей и достался в качестве дополнительноой пощечины упрек в принадлежности к школе Коляды.
Я опешила. Вот уж в этом тексте, что мы услышали, совершенно нет ничего даже близкого с Колядовскими пьесами.
Да и только теперь я поняла, что случайно или нет, но мы прослушали трех авторов, учившихся у Коляды в разное время. И все три пьесы - абсолютно разные. Я их для себя объединила совсем по другому признаку: все они говорили об агрессии, насилии, выраженных в разной форме и по разным идеологическим мотивам.

Причем если пьесу Ярославы Пулинович можно назвать театральной, то пьесы Валерия Шергина и Гульнары Ахметзяновой я назвала бы скорее киносценариями.

Драматург Гульнара Ахметзянова



Режиссер читки М.Ю. Угаров











Драматург Евгений Казачков на обсуждении





Драматург Ольга Михайлова



Драматург Александр Родионов



Драматург Юрий Клавдиев



Драматург Вадим Леванов







«Вам интересно». Пьеса О. Стрижак. Режиссёр М. Овчинников


На эту читку я уже не смогла остаться, ибо если я поняла верно и все пьесы про агрессию, то четвертую не смогла бы осилить уже:)
Даже если и О. Стрижак - ученица Коляды, я не знаю про это ничего:))
Даже несмотря на то, что режиссера Миахила Овчинникова помню ещё студентом ШС МХАТ и мне нравится, как он работает и как актер, и как режиссер: видела уже одну его читку и спектакль с нынешними выпускниками ШС МХАТ.

Но зато есть О. Стрижак фотография, чем могу поделиться:)



У метро сняла вот эту страшилку про жизнь людей, ушедшую в небытие, как финал дня.




Tags: Любимовка
Subscribe

  • Карен Джангиров

    Без моего ведома идут поезда, летят самолеты, плывут корабли, запускаются спутники, объявляются войны, начинаются снегопады, метели, дожди... А за…

  • Карен Джангиров

    Человек — это тайна, в уголке которой плачет большое животное

  • Карен Джангиров

    Более всего веселые люди невыносимы весной, особенно после дождя, когда над ними струится солнце, а рядом сверкают лужи... Каждый раз…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments