По дороге от метро к монастырю
Улица Сергея Радонежского, одна сторона похожа на московскую улочку начала прошлого века. Если бы не провода, реклама и машины.
Спасо-Андроников монастырь - один из древнейших монастырей Москвы.
В августе 1356 года св. митрополит Московский Алексий возвращался из Константинополя и попал на море в сильную бурю. Обратившись с мольбой к Богу, он дал обет возвести храм во имя того праздника, который церковь будет праздновать в день, когда корабль благополучно достигнет пристани. Вскоре буря утихла, и 16 августа, в день Нерукотворенного Образа Спаса, корабль причалил к берегу. По чудесному стечению обстоятельств, святитель Алексий вез с собой образ Спаса Нерукотворного, которым его благословил в Константинополе патриарх Каллист. Так родилась мысль устроить в Москве монастырь во имя Всемилостивого Спаса.
Эту мысль митрополита Алексия одобрил преподобный Сергий Радонежский. По просьбе митрополита, он дал ему для устроения монастыря своего ученика Андроника.
Для строительства обетного монастыря митрополит Алексий избрал холм в четырех верстах к востоку от Кремля, на высоком берегу Яузы у слияния с ручьем Золотой Рожок (так назвали ручей в память о константинопольской бухте Золотой Рог). Так в 1359 году был основан Спасо-Андроников монастырь.
Памятник Андрею Рублеву
Собор, созданный при участии Андрея Рублева, поражает своим оригинальным обликом. "Зело красен" - таким было общее мнение современников. Сложенный из белого камня собор в целом повторяет тип традиционного владимиро-сузальского храма, но его внутренне содержание совершенно иное. Это - памятник эпохи русского национального Возрождения. Собор устремлен ввысь, и в этом застывшем в камне движении, кажется, навеки запечатлен тот взлет русской духовной жизни на рубеже ХIV-XV веков, что связан с именами Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Андрея Рублева, Епифания Премудрого, Феофана Грека. Недаром позднее, в конце XV и в XVI веке московские зодчие вновь и вновь обращались к образу Спасского собора, ища в нем источник вдохновения.
Спасский собор Андроникова монастыря является самым значительным и ярким произведением раннемосковской школы зодчества. Композиция собора очень напоминает композицию Пятницкой церкви в Чернигове, созданную мастером Петром Милонегом на рубеже XII-XIII веков. Можно подумать, что строившие Спасский собор зодчие были знакомы с творением Петра Милонега.
В Спасском соборе покоились мощи св. Андроника и его преемника, второго игумена монастыря св. Саввы. Здесь же хранилась главная святыня монастыря - образ Спаса Нерукотворного, привезенный митрополитом Алексием из Царьграда.
Внутри собор был украшен фресками Андрея Рублева, но от них уцелели только крохотные фрагменты. И сам преподобный Андрей Рублев, бывший монахом Спасо-Андроникова монастыря, жил здесь, здесь скончался в 1430 году и здесь же был погребен.
Могилу Андрея Рублева пытался отыскать известный ученый-реставратор П.Д. Барановский. По архивным источникам удалось установить, что преподобный был похоронен под старой соборной колокольней, до наших дней не сохранившейся. Однажды во время прокладки траншеи рабочие наткнулись на старинную могильную плиту. Уже темнело, и Барановский успел только скопировать с помощью угля и бумаги полустертую надпись на плите. За ночь ему удалось установить, что перед ним - памятник первой трети XV века. Место находки также указывало на то, что это могла быть надгробная плита с могилы Андрея Рублева. Но, поспешив наутро к бесценной находке, Барановский с ужасом узнал, что рабочие разбили плиту на щебенку и посыпали ею раскисшую в дождь и слякоть дорожку...
За шесть столетий своего существования Спасский собор много претерпел. Наиболее жестокому разгрому он подвергся в 1812 году. Пламя пожара, охватившего собор, было такой силы, что от жара рухнула глава храма. В стенах собора до сих пор можно видеть обгоревшие, закопченные камни - следы пожара 1812 года. После изгнания Наполеона собор был восстановлен, причем к нему пристроили приделы и изменили завершение. Храм был восстановлен в первоначальных формах в 1950-1960-х годах.
Спасский собор (справа) и ярусная церковь Архангела Михаила, построенная в формах московского барокко (1694—1739, восстановлена в 1960
Церковь Михаила Архангела с верхней церковью Алексея Митрополита и приделом Петра и Павла, 1691-1739
В 1504 году в монастыре была возведена небольшая каменная трапезная на подклете - одна из немногих сохранившихся в Москве кирпичных построек XVI века. В 1691-1694 годах к ней была пристроена трехъярусная церковь в стиле московского барокко. В ее нижнем ярусе располагается престол во имя Знамения Богоматери, во втором - престол во имя Св. Архангела Михаила, в третьем - престол во имя Св. митрополита Алексия. Обычно эту трехэтажную церковь называют просто церковью Михаила Архангела. Ее строила царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I, а поводом для постройки стало рождение наследника престола царевича Алексея. Радостная мать, горя желанием возблагодарить Пресвятую Богородицу, поспешила пожертвовать средства на сооружение церкви в память об этом событии - недаром один из ее престолов освящен во имя Св. Алексия. Если бы она знала, какая судьба ждет ее и ее сына... Впрочем, непростая судьба оказалась и у построенной царицей Евдокией церкви - уже практически завершенная к 1694 году, она после ссылки Евдокии в монастырь 45 лет (!) простояла не освященной, "без пения", и была освящена только в 1739 году.
В подклете церкви Михаила Архангела находится фамильная усыпальница рода Лопухиных. Здесь погребены отец царицы Евдокии, боярин Федор Абрамович Лопухин, а также генерал-аншеф Василий Абрамович Лопухин, герой битвы при Гросс-Егерсдорфе (1757), смертельно раненный в этом сражении.
Надвратная церковь Рождества Богородицы, стены и башни монастыря построены во второй половине XVII века. Тогда же были построены настоятельские покои
На траве, сняв обувь, тяжелым похмельным сном спал мужчина. Двое пацанов лет 12-ти из-за кустов забрасывали его травинками с целью разбудить. Травинки ему что дробинки слону, но ребята бросят и спрячутся: адреналин охотников им был важнее обладания добычей.