Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

Лаборатория современной детской драматургии

Две энтузиастки, две из тех, что коня на скаку и в горящую избу слабые хрупкие женщины Анна vetavolskaya и Света svetorana объединили усилия и на базе Московского Детского музыкально-драматического театра "А-Я" teatr_a_ia в рамках Международного драматургического конкурса "Премьера.txt" premiera_fest (информация для драматургов, пишуших для детей, ещё и тут: newdrama_kid) провели Лабораторию современной детской драматургии. Дело нужное и хорошее, потому что, как сказал мой муж, слушая отчет о проведенном вне дома вечере, "все сказки уже давно написаны" - мнение довольно распространенное, и его можно и нужно опровергать. Ибо новому поколению, с рождения неотрывно связанному с компьютером и погруженному в бескрайнее море информации, лишенному, по сути, дворовых коллективных игр и того общения, которое помогает открывать себя, свое место в мире, идентифицировать себя как личность, нужны новые сказки, которые зацепили бы ребенка и дали ему возможность задуматься о нравственном выборе, даже если он и слов таких ещё не знает.

В отличие от советского времени, с детской драматургией у нас не очень-то хорошо, на мой непросвещенный взгляд. Конечно, сын уже вырос, на детские спектакли мы с ним отходили в далеких уже 80-90-х, причем ни в Детский, который теперь РАМТ, ни в ТЮЗ мы тогда не ходили - причины не помню, но она была. Зато пересмотрели всё в кукольном областном и в Музыкальном САЦ, а также многие детские обязательные для того времени в каждом взрослом театре, даже "Бременских музыкантов" в Ленкоме, которых потом сняли и больше не показывают - а зря, хороший был спектакль.

Сейчас же, как мне видится, детская современная пьсеа - большая редкость и на драматургических конкурсах, и в театрах. Пожалуй, как раз театр "А-Я" охотно обращается к пьесам современных авторов, но сказать, что он делает погоду в детской драматургии, к сожалению, нельзя - слишком маленький зал в этом театре, чтобы большая Москва могла узнать что-то необычное, новое, продолжить путь современной детской пьесы к современным детям.

Радовало, что несмотря на премьеру такого вроде бы не широкого события этот небольшой зал был переполнен, люди сидели на полу, стояли в проходе: то ли ещё будет, ой-ой-ой:)

В начале, чтобы окунуть зрителей в атмосферу детского театра, актерами "А-Я" были прочитаны воспоминания взрослых людей о первых впечатлениях от театра. Я вздрогнула, услышав собственные - подумала, покраснев, об ответственности выпущенного в мир даже мельком, надо было вспомнить что-то более существенное, ибо порыться - найдется, хотя все ж совсем детское-яркое связано скорее с фортепьянным концертом, нежели с театром.

Подведя свой итог услышанному, я сделала для себя вывод, что дети куда лучше чувствуют искренность и фальшь, ценят правду, поэтому с ними нельзя сюсюкать и в театре, заигрывать: вот уж воистину, надо, как для взрослых, только лучше. Правдивее. Именно у взрослых дети научаются лгать.

Затем были показаны фрагменты детских пьес "Мешочек соли" А. Чубаровой и И. Егоровой (к сожалению, читка была слишком взрослой для детской пьесы, не было актеров, закрепленных за определенной ролью, читали реплики по очереди, хотя мысль режиссера - абстрагироваться от привязки актера-характера к роли-образу понятна и имеет право на существование, но для меня лично как для простого зрителя пьеса как детская-захватывающая внимание не прозвучала), "Рита, Вася и Несправедливость" Р. Гуревич в бережном перенесении на сцену режиссером В. Приходченко, "Паучок и Светлячок" А. Донатовой в постановке самого юного режиссера 8-летнего Никиты Полицеймако. Его мама, актриса и режиссер Ольга Лысак может гордиться таким творческим и раскованным сыном:) По ответам на серьезные вопросы, по серьезным вопросам, которые он потом задавал другим режиссерам, видно, что ребенок не просто творческий, но и мыслитель, причем находится очень в теме:)

Кроме этого, был показан фрагмент спектакля театра "Будильник" по пьесе немецкого автора У. Хуба "У Ковчега в восемь" - для немецких детей были заказаны пьесы о Боге, у этого автора получился живой разговор, а режиссер Ю. Алесин сумел поставить живой спектакль с живой же музыкой. Впервые услышала о театре "Будильник", но если у кого есть дети, очень рекомендую сходить: актеры там тоже очень живые и настоящие:) Особенно понравился "третий лишний" пингвин :) Играют они, как я поняла, в театре "Эрмитаж" на малой сцене.

Закрылась Лаборатория показом фрагмента репетиции спектакля театра "А-Я" "Ципа-Дрипа" на основе детской поэзии разных авторов в режиссуре Руслана Маликова. Это очень интересный эксперимент.

К Руслану Маликову я отношусь с неизменным уважением и всегда с интересом слежу за его новыми работами, потому что у него если и есть свой почерк, то он скорее в отсутствии оного.

Все его работы не похожи друг на друга и выглядят эдаким баловством, пробованием с удовольствием и радостью себя в других и других в себе, экспериментом. Когда он ставил в театре "А-Я" вербатимную пьесу "Детская неожиданность", я недоумевала, как вообще можно поставить голый текст, состоящий из вопросов взрослых и ответов детей. Однако получился полноценный и интересный спектакль. С той самой искренной интонацией, которая детей захватывает: с ними говорят на их языке, откровенно, честно.

В новой работе Руслан пробует соединить звук, картинку, создать из подручного материала форму и наполнить её содержанием. Именно пробует, экспериментирует, и мы видели как раз эксперимент.

Актерам задается некий звук, и они обкатывают, ощупывают, опробуют его на вкус, чтобы потом превратить в зрелище, в осязаемое: звук можно увидеть, потрогать, прочувствовать.

Как из хаоса рождается некий порядок, как из куска глины получается желанная форма, нечто, как из взрослых актеров вылупляется ребенок, совершая путь обратно к истокам откровения, продирается сквозь толщу нарощенных за жизнь комплексов, рамок, табу, стеснения быть некрасивым, непринятым рождается искренность, настоящесть - наблюдать очень интересно. Это такой постепенный путь от звука к слогу, от слога к фразе, от фразы к стихотворению - такой же путь, по сути, проходит каждый ребенок, становясь взрослым, обретая с помощью звуков возможность быть понятым, выразить себя, через звук, жест, движение: тело никогда не обманывает, и звук, выраженным движением, всегда истина.

Что забавно: на полу перед сценой сидели двое детей, одному из которых, сынишке одной из актрис, не более 5 лет, другим был тот самый актер-режиссер Никита Полицеймако, они с интересом следили за тем, что делали актеры на сцене, причем маленький все время спрашивал: "А что это они делают? Балуются?" Ему, видимо, дико, что балуются взрослые - тоже ведь хороший опыт для ребенка-зрителя понять, что и взрослые - тоже люди, тоже могут баловаться, тоже могут быть не идеальными богами, по сравнению с которыми ты чувствуешь себя недоделком, но такими же живыми, озорными и неправильными. Если ребенок, придя домой с такого спектакля, сумеет увидеть своих родителей другими, с теми самыми зажатыми внутренними ребенками, которых выпускают актеры "А-Я" у нас на глазах, то это дополнительный плюс такому спектаклю.

Руслан как раз и говорил, помимо всего прочего, и о том, что есть необходимость показать актерам, что возможен такой диалог со зрителем, возможна естестственная реакция на непредсказуемое поведение детей. Он ещё сам не знает, к какому результату они придут к премьере, которая состоится осенью, но что это неоценимый опыт для актеров как для людей в частности - лично я не сомневаюсь. В моем понимании, они с Русланом, как слепые котята, идут дорогой такого своеобразного психотренинга, а уж к чему выйдут, какой результат получат - это будет интересно увидеть, ведь подобного опыта в нашем театре я не знаю.

4 часа в маленьком помещении пролетели незаметно. Атмосфера в зале была теплой, дружеской, уютной по-домашнему. Для меня это был такой маленький праздник, на котором я вовсе не чувствовала себя чужой.

Вечером, чистя рыбу на ужин сыну и проколов плавником палец, улыбалась и тихо гордилась, что пусть я и не пишу современных детских пьес, зато у меня такие удивительные друзья :) Смелые феечки Аня и Света, которые берутся и делают, рискуют, зарождают новые традиции, делают историю :)

Низкий поклон всем организаторам такого нужного дела.

Успеха всем драматургам, которые захотят сделать что-то новое для детей, имея такую поддержку, потому что будут знать, что их творчество интересно и востребовано.
Tags: Премьера, Театр А-Я
Subscribe

  • Палехские шкатулки

    Наконец-то у меня наладилось с заливкой фотографий на япикс - огромное спасибо Володе orion4 за совет! Фликр так и остался недоступным,…

  • Бутырский камерный театр

    Была вчера в Бутырской тюрьме. На входной двери табличка. Подумала, что это шутка юмора такая. Ибо всё остальное по-настоящему тюрьма. Хотя…

  • Армянское посольство в Армянском переулке

    В Армянском переулке Москвы стоит красивое здание, напоминающее усадебный дом XIX века, в котором сейчас находится армянское посольство. Однако дом…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments