Прочитала осенью про этот спектакль у
В основе спектакля - события романа, заканчивающиеся отъездом Настасьи Филипповны с Рогожиным.
Зрителя "знакомят" с князем Мышкиным, он - главный герой спектакля, возвращающийся из Швейцарии в Петербург и к тому себе, которого принято считать здоровым, или выздоровевшим. Он - самый здоровый духовно и душевно человек среди всех - это очень точно отыграл Евгений Перевалов, потрясающей энергетики, диапазона актер.
Несмотря на длительность спектакля и христоматийность текста, внимания не теряешь - довольно много смешных деталей, которые держат зрителя, не давая расслабиться и отвлечься от происходящего на сцене. Действие идет хорошим темпом, живо, с сегодняшними штрихами в виде стиляжного костюма Фердыщенко, с акцентами на юный возраст исполнителей.
Разные дома умело уместились на сцене, актеры перемещаются "за кулисами" из комнаты в комнату, из дома в дом, импровизируя по ходу, если что-то не получается сразу. Сценография по-студенчески проста, но вполне достаточна. Эффектный камин - черно-красная зловещность - с хорошим светом в финале спектакля подчеркивает трагизм ситуации, ведь все знают, что будет дальше.
Питерские студенты неуловимо отличаются от московских. Они кажутся более взрослыми, высокими, худыми, нервными, какой-то одной крови, в отличие от столичных "понаехавших", очень разных по внешности и калибру, по степени открытости. Питерские показались более интеллигентными, "застегнутыми", холодными, бледными со взором горящим:), причем ребята увиделись в целом более яркими, чем девушки. Возможно, благодаря Достоевскому.
Безусловно, звездой первой величины был исполнитель роли Мышкина Евгений Перевалов. Не верилось, что это всего лишь студент: чем-то отдаленно он напоминал Олега Стриженова из "Белых ночей" Пырьева, но только в первые минуты. Казавшийся большим ребенком чисто внешне, он выразил горящий взгляд, смиренность, душевную чистоту, дар чувствовать человеческую суть с первого взгляда - ту открытость, которая умеет не быть ранимой, которая принимает другого таким, каким видит, понимает, любит, ту детскую непосредственноть и правду, по которой живут искренние чистые люди.
То, что другие принимают за простодушность, наивность, глупость, на самом деле другой уровень существования души.
Мышкин Перевалова умен и щедр, совсем не прост, ему, как ни странно, более подходит старинное негражданское звание "высокоблагородие", его нельзя назвать человеком не от мира сего - именно он и есть та норма, к которой хорошо бы привыкнуть, чтобы мир стал лучше.
Он великодушен, доверчив, искренно радуется людям, у него нет той рефлексии, которая близка к чувству вины - он не боится быть собой.
У
К достоинствам Перевалова можно отнести и то, что он не похож ни на Яковлева, ни на Миронова, не поддался вполне понятному влиянию авторитетов, он был сам по себе, самодостаточный Мышкин, и жил в этой роли очень естественно и даже скромно, как и подобает его герою по сути его.
Настасью Филипповну играла Мария Валешная - статная красавица с точеной фигурой, при появлении которой на сцене яростно заработала затихшая было фотокамера у меня за спиной. Поначалу показалось, что ей не хватает яркой раскрепощенности, силы характера, но к финальной сцене всё это появилось в полной мере, сложную сцену она отыграла яростно, мощно, с присущей НФ страстностью и силой.
Очень понравился исполнитель роли генерала Иволгина Алексей Ведерников - ярко, сочно, размашисто, густыми щедрыми мазками написал он пьющего и фантазирующего с отчаяния от обыденности и скукоты размеренной жизни человека, финансовые дела которого совсем не хороши, а детей надо пристраивать.
Хороши все артисты из семьи Епанчиных. С хорошим актерским накалом и юмором сыграла Елизавету Прокофьевну Александра Мареева, в ней есть что-то смелое гундаревское, хотя вовсе не внешнее.
Аглаю сыграла Полина Сидихина, судя по всему, дочка Евгения Сидихина. Почему-то Аглаю вижу совсем другой, уж очень Ольга Будина срослась у меня с этим образом, а Полина - высокая, худенькая блондинка с острым жестким холодным лицом - совсем не мягкой и теплой Аглаи, которая так и просится быть округлой. Но это личное, вкусовое, конечно:) В рисунке игры придраться не к чему.
Понравилась Арина Лыкова (уж не дочка ли Лыкова?) в небольшой роли Маруси - умеет приковать к себе внимание. Она заявлена как вторая исполнительница роли НФ, довольно трудно мне её представить - она чуть полнее и рыжее моего образа НФ, но судя по умению себя подать, роль должна быть ей под силу.
Спектакль получился очень гармоничным и легким, несмотря на сложность драматургического материала, на трагичность событий и глубину темы. Не было ощущения спектакля студенческого, учебного, смотрелось всё с неотрывным вниманием, видна кропотливая работа с ребятами, отлично поставлена речь, с последнего ряда всё было понятно, хотя не у всех слышно одинаково хорошо. Интересные костюмы, подчеркивающие индивидуальность характера, аппетитная сценография Анны Маркус. Правда, не поняла смысла танцев семейства Епанчиных, но это не портит Достоевского:)
Интересно было сравнить разные театральные школы - к ШС и ГИТИСу уже привыкла, а тут показалось, что условности театральной было больше, классической вполне, устоявшейся, традиционной, в отличие от гибкой театральности московской, которая, подобно мулатам-метисам, соединяет в себе разные крови, течения, рождая новое и неожиданно интересное, пусть порой и дерзкое.
Отличный спектакль, недаром приглашенный на "Золотую маску".
Зал был полон, принимали ребят очень тепло и хорошо, не разбегались, как это принято, хотя закончилось всё почти в половине одиннадцатого.
На поклонах Перевалов-Мышкин был тих и незаметен, стоял совсем не в центре, а чуть сбоку и терялся в длинном (26 человек) ряду сокурсников, словно продолжая жить образом странноватого князя. Трогательно.
В программке написано, что все три исполнителя роли Мышкина - Е. Перевалов, М. Студеновский и Е. Шумейко - лауреаты Санкт-Петербургской независимой актерской премии им. В.И. Стржельчика за 2010 год.
Молодцы питерцы, браво, очень свежее прочтение "Идиота"!