Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

"Золотая маска". "Идиот. Возвращение"

"Четыре сцены из жизни Льва Николаевича Мышкина (фантасмагория)"</i>. Такое вот длинное название у длинного же спектакля - 4 с лишним часа. Студенты СПГАТИ, мастерская Г.М. Козлова.
Прочитала осенью про этот спектакль у le_donna http://le-donna.livejournal.com/129773.html и загорелась посмотреть. Рада, что получилось.
Всевидящее Око

В основе спектакля - события романа, заканчивающиеся отъездом Настасьи Филипповны с Рогожиным.
Зрителя "знакомят" с князем Мышкиным, он - главный герой спектакля, возвращающийся из Швейцарии в Петербург и к тому себе, которого принято считать здоровым, или выздоровевшим. Он - самый здоровый духовно и душевно человек среди всех - это очень точно отыграл Евгений Перевалов, потрясающей энергетики, диапазона актер.

Несмотря на длительность спектакля и христоматийность текста, внимания не теряешь - довольно много смешных деталей, которые держат зрителя, не давая расслабиться и отвлечься от происходящего на сцене. Действие идет хорошим темпом, живо, с сегодняшними штрихами в виде стиляжного костюма Фердыщенко, с акцентами на юный возраст исполнителей.

Разные дома умело уместились на сцене, актеры перемещаются "за кулисами" из комнаты в комнату, из дома в дом, импровизируя по ходу, если что-то не получается сразу. Сценография по-студенчески проста, но вполне достаточна. Эффектный камин - черно-красная зловещность - с хорошим светом в финале спектакля подчеркивает трагизм ситуации, ведь все знают, что будет дальше.

Питерские студенты неуловимо отличаются от московских. Они кажутся более взрослыми, высокими, худыми, нервными, какой-то одной крови, в отличие от столичных "понаехавших", очень разных по внешности и калибру, по степени открытости. Питерские показались более интеллигентными, "застегнутыми", холодными, бледными со взором горящим:), причем ребята увиделись в целом более яркими, чем девушки. Возможно, благодаря Достоевскому.

Безусловно, звездой первой величины был исполнитель роли Мышкина Евгений Перевалов. Не верилось, что это всего лишь студент: чем-то отдаленно он напоминал Олега Стриженова из "Белых ночей" Пырьева, но только в первые минуты. Казавшийся большим ребенком чисто внешне, он выразил горящий взгляд, смиренность, душевную чистоту, дар чувствовать человеческую суть с первого взгляда - ту открытость, которая умеет не быть ранимой, которая принимает другого таким, каким видит, понимает, любит, ту детскую непосредственноть и правду, по которой живут искренние чистые люди.

То, что другие принимают за простодушность, наивность, глупость, на самом деле другой уровень существования души.

Мышкин Перевалова умен и щедр, совсем не прост, ему, как ни странно, более подходит старинное негражданское звание "высокоблагородие", его нельзя назвать человеком не от мира сего - именно он и есть та норма, к которой хорошо бы привыкнуть, чтобы мир стал лучше.
Он великодушен, доверчив, искренно радуется людям, у него нет той рефлексии, которая близка к чувству вины - он не боится быть собой.

У le_donna читала, что у другого исполнителя получился и другой князь. В программке заявлены трое исполнителей этой роли, интересно было бы сравнить, но этот добрался до глубины души, очень тронул, особенно в третьем действии.

К достоинствам Перевалова можно отнести и то, что он не похож ни на Яковлева, ни на Миронова, не поддался вполне понятному влиянию авторитетов, он был сам по себе, самодостаточный Мышкин, и жил в этой роли очень естественно и даже скромно, как и подобает его герою по сути его.

Настасью Филипповну играла Мария Валешная - статная красавица с точеной фигурой, при появлении которой на сцене яростно заработала затихшая было фотокамера у меня за спиной. Поначалу показалось, что ей не хватает яркой раскрепощенности, силы характера, но к финальной сцене всё это появилось в полной мере, сложную сцену она отыграла яростно, мощно, с присущей НФ страстностью и силой.

Очень понравился исполнитель роли генерала Иволгина Алексей Ведерников - ярко, сочно, размашисто, густыми щедрыми мазками написал он пьющего и фантазирующего с отчаяния от обыденности и скукоты размеренной жизни человека, финансовые дела которого совсем не хороши, а детей надо пристраивать.

Хороши все артисты из семьи Епанчиных. С хорошим актерским накалом и юмором сыграла Елизавету Прокофьевну Александра Мареева, в ней есть что-то смелое гундаревское, хотя вовсе не внешнее.

Аглаю сыграла Полина Сидихина, судя по всему, дочка Евгения Сидихина. Почему-то Аглаю вижу совсем другой, уж очень Ольга Будина срослась у меня с этим образом, а Полина - высокая, худенькая блондинка с острым жестким холодным лицом - совсем не мягкой и теплой Аглаи, которая так и просится быть округлой. Но это личное, вкусовое, конечно:) В рисунке игры придраться не к чему.

Понравилась Арина Лыкова (уж не дочка ли Лыкова?) в небольшой роли Маруси - умеет приковать к себе внимание. Она заявлена как вторая исполнительница роли НФ, довольно трудно мне её представить - она чуть полнее и рыжее моего образа НФ, но судя по умению себя подать, роль должна быть ей под силу.

Спектакль получился очень гармоничным и легким, несмотря на сложность драматургического материала, на трагичность событий и глубину темы. Не было ощущения спектакля студенческого, учебного, смотрелось всё с неотрывным вниманием, видна кропотливая работа с ребятами, отлично поставлена речь, с последнего ряда всё было понятно, хотя не у всех слышно одинаково хорошо. Интересные костюмы, подчеркивающие индивидуальность характера, аппетитная сценография Анны Маркус. Правда, не поняла смысла танцев семейства Епанчиных, но это не портит Достоевского:)

Интересно было сравнить разные театральные школы - к ШС и ГИТИСу уже привыкла, а тут показалось, что условности театральной было больше, классической вполне, устоявшейся, традиционной, в отличие от гибкой театральности московской, которая, подобно мулатам-метисам, соединяет в себе разные крови, течения, рождая новое и неожиданно интересное, пусть порой и дерзкое.

Отличный спектакль, недаром приглашенный на "Золотую маску".
Зал был полон, принимали ребят очень тепло и хорошо, не разбегались, как это принято, хотя закончилось всё почти в половине одиннадцатого.
На поклонах Перевалов-Мышкин был тих и незаметен, стоял совсем не в центре, а чуть сбоку и терялся в длинном (26 человек) ряду сокурсников, словно продолжая жить образом странноватого князя. Трогательно.

В программке написано, что все три исполнителя роли Мышкина - Е. Перевалов, М. Студеновский и Е. Шумейко - лауреаты Санкт-Петербургской независимой актерской премии им. В.И. Стржельчика за 2010 год.

Молодцы питерцы, браво, очень свежее прочтение "Идиота"!
Tags: Золотая Маска, Мастерская, Театр, Театр 9-10
Subscribe

  • Благо_Дар

    С момента смерти моего брата прошло почти 5 месяцев. Столько всего узнала про его жизнь, отношения с другими людьми, выслушала рассказы незнакомых…

  • Про любовь

    После ухода брата я слушаю разных людей, которых не знала прежде. Истории их отношений с братом. Их личные истории. Люди из другого среза жизни. Не…

  • Про светлую память

    Сегодня поехали с мужем на кладбище, 9 дней его старшему брату. Пока ждали сына, поднялись в кафе у входа попить чаю. За ширмой поминали некую Лиду.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments