Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

"Война и мир", ШС МХАТ, реж. М. Брусникина

Тяжелая осень с маминой болезнью и морозный январь выбили меня из ставшего привычным за последние годы ритма театральной жизни. Столько всего прошло мимо. С жадностью напланировала спектаклей. Истосковалась.

Сегодя 40 дней со дня ухода одноклассника Жени. Никто не знает точно, когда он умер. Он жил один, жена нашла его в среду, но по тому, что происходило с ней в понедельник (ветер у головы), что происходило со мной (ужасное состояние, ничем не оправданное, а Женя не мог обо мне не думать, когда ему плохо), по тому, что происходило на 9-й день от понедельника (у жены упала икона, а мне Женя приснился, пришел попрощаться, и было это очень светло - я проснулась в то утро с улыбкой и перестала плакать по нему), решили поминать его не послезавтра по документальной дате смерти, а сегодня, как сердце подсказывает.

На поминках были самые близкие. 9 человек.
После чего я пошла на студентов. Любимая Брусникина. Соскучилась.

Весь спектакль мыслями улетала к Жене.
И тема была - об уходе.
Одна из тем.
И слезы лились, лились, и думалось о том, что как-то вовремя приходит чувство к мысли.

На сцене были герои Толстого, глаза смотрели, уши слушали, а сердце было рядом с Женей, и это сосуществование в разных местах было удивительно щедро, давало пищу для ума и сердца.

Спектакль, как и все у Брусникиной, духовный.
С долей юмора, неожиданного для Толстого, но все более проявляющегося у Брусникиной, однако такого тонкого, интеллигентного, при этом юмора зрелой женщины, познавшей многое в своей душе, знающей толк в чувствах, умеющей эти чувства сквозь призму взрослого человека донести до этих юных ребят, открытия которых идут своим путем.

Смотрела и думала, что соскучилась по студентам-актерам: сколько в них легкости, энтузиазма, таланта, негордости своими достижениями - чистоты восприятия жизни, чужой жизни.
Они играют, не прожив и половины рассказанного, но как играют.

Брусникина - чуткий, очень деликатный человек, внимательный к деталям, к возрасту, даром, что её сын, вероятно, того же возраста, что эти ребята.

Из огромного текста, который не всякий осилил до конца, как и я, увы, в свое время, она выбрала то, что важно именно для этого возраста - вопросы, на которые каждый находит свои ответы.

Кто я?
Зачем я?
Можно ли любить двоих?
Отчего любовь не вечна?
Как можно жить для одного себя?
Для чего столько лишений и соблазнов в жизни?
Что такое семья для Толстого?
А что там? Пустота?

Маленькая вставка воспоминаний самих актеров.
О важном. Из детства.
Первое воспоминание себя как Человека.
Это такой психотренинг для ребят. Брусникина не просто ставит - она любит актеров, дает им щедрый опыт постижения себя через другого.

Режиссура Брусникиной в свойственной ей манере - аккуратная, точно выверенная, деликатно подчеркивающая главную мысль, вкусно обыгрывающая юность артистов, говорящая о любви, духовности, о чувственности в диалоге с нравственностью.

Ребята - чудесные. Глаза разбегаются. Очень разные.
Запомнились - буду ведь ещё ходить, присматриваться: Н. Жарычева - чудесная девочка, легкого гибкого таланта, которой подвластно сыграть самые тонкие нюансы; А. Попова; П. Левкин; И. Бочарниковс.

Была Лия Ахеджакова. Крошечная. Подошла к ней в антракте, понаклонилась, поблагодарила за Селестину. Она сказала: "Как это приятно слышать." Седенькая, сухонькая. Так хотелось её обнять. Чуть не на ручки взять, как брали её артисты в "Селестине", чтобы унести со сцены - в темноте.

Зрительницы за спиной в антракте параллельно с текстом справа про поездки, вокзалы, опоздания на поезд обсуждали героев Толстого.
Говорят: надо же, какая она (Наташа Ростова) глупая - то одного любит, то другого, и Курагин этот глупый - как можно жениться, если ты уже женат.
А вот ведь можно, получается.
И я смотрела на Наташу Ростову, про которую совсем не думала прежде, просто "учила", и вдруг поймала себя на мысли, что мы с ней похожи: я тоже не могу любить одного, и тоже всю жизнь люблю, и тоже, несмотря ни на что, буду защищать своего любимого - не смейте говорить про нег дурно, он хороший.

Да потому что когда любишь - принимаешь любого. И грешного, и подлеца, и неверного.
Пусть он - как может.
А твоя любовь - какая есть.
И если она принимает подлеца как любимого - это счастье.

Странный день получился. Переплетенный какой-то.
Дочка жены одноклассника Жени учится в финансовой академии с одноклассником моего сына.

Мир тесен.
Tags: Театр 9-10, ШС МХАТ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments