Снова пешком пошла к дому и школе: раз уж обещала зайти и дать интервью детям, то надо выполнять. Хотя у меня были планы сходит к месту рыбалки, куда мы с отцом и братом ходили летом. Не помню, какой был улов и зачем, но сам процесс мне нравился. Помимо этого, была важная для меня история, когда я потерялась, мне хотелось найти колодцы, сбившие меня с толку, которые в памяти запечатлелись цветными фотографиями.
Река Южный Буг по-прежнему притягивает рыбаков: в будний день отец выбрался с маленьким сынишкой на речку. Растит мужчину: малыш тоже берет в руки весла.
По дороге во второй раз проходила мимо странного скучного здания, похожего на школьное или офисное, на первом этаже которого стояли решетки, а к решеткам были привязаные сдувшиеся рекламные шарики и букетики с подвядшими цветами. На ЗАГС здание никак не тянуло, и я во второй пыталась понять, что это может быть такое и в связи с чем букеты, что за праздник может быть с этим связан: это не 1 сентября, и не майский последний звонок. Но так и не поняла, пошла дальше. Разгадка пришла только на третий день и весьма меня порадовала:)
В пятницу в школе было многолюдно: на всех этажах в разных местах стояли столики вроде как с дежурными ребятами и каким-то списками, возле некоторых столиков толпились школьники.
Подошла к одному свободному, спросила у девочки, что это такое происходит. Она объяснила, что для шестых классов конкурс. Они бегают по школе и выполняют разные задания. Нарисовать там что-то, к примеру.
Знаете, при том, что в школе явно экономят на электричестве и туалетной бумаге с мылом, забота о творческом развитии детей очень порадовала и внушила уважение к педагогам.
По стенам развешаны работы учеников школы:
В подвале у входа в столовую.
Нашла вчерашнюю любознательную Елену Ивановну ("Вы завтра придите в школу, спросите Елену Ивановну, только у нас две Елены Ивановны, так я по фамилии МарИна"), она повела меня к Раисе Михайловне, которая вчера где-то упала, потому ушла пораньше домой, а вообще-то она занимается историей школы.
В учительской сидела женщина с довольно поношенным, я бы сказала, лицом, хотя по идее не должна быть старой - вот удивительно, до чего бывают странные отношения у людей со своей внешностью, - она услышала мою историю и подивилась с гордостью, что вот, дескать, человек проучился в нашей школе совсем чуть-чуть, а все равно приехал, помнит, значит, хорошая у них все-таки школа.
Раиса Михайловна сказала, что работает в школе дольше всех. Вспомнила и мою учительницу. "Мария Федоровна? Нет, она Мария Францевна." - "Да, правда, она скорее на Францевну была похожа, - разулыбалась вдруг я, словно узнала какую-то давнюю тайну, - но мы, дети, называли её Марией Федоровной." Видимо, тогда её иноземное отчество не вписывалось в норму времени.
Раиса Михайловна, узнав, что я проучилась всего полгода, да ещё и в 1 классе, заметно потеряла ко мне интерес. Но любезно предложила мне показать школу. Поскольку я поняла, что ей не хочется возиться с архивными документами и искать для меня журнал нашего класса, покорно согласилась, хотя по школе-то уже походила.
Она повела меня сначала в актовый зал, который был на месте бывшей столовой. Я и столовую не помню:) По дороге рассказывала о школе.
Оказывается, Школа-Лицей № 7 г. Винницы - лучшая школа Украины. Не хухры тебе мухры:) В ней учится 1150 учеников, приходится проводить уроки в 2 смены. Школа дружит с ребятами их Германии, Польши и Франции (муж во время моего рассказа ехидно спросил, чего ж они с Россией не дружат), поэтому у них там есть кабинеты этих языков. Школьники участвуют в разных международных конкурсах и известны за пределами страны. Рисуют, поют, танцуют.
50 лет назад школа была куда меньше - сегодняшнее правое крыло школы. Тогдашний директор, видимо, смотрел в будущее. Потому что решил школу расширить. Поскольку старому зданию школы тогда было уже 50 лет, то многие чиновники крутили пальцами у виска и говорили: "Вы хотите пришить пальто к пуговицам". Однако он добился своего: старое здание стало правым крылом школьной буквы "П". Если присмотреться, разница видна в деталях оформления окон: на какие-то завитушки кирпичей хватило, на какие-то строители не стали разоряться:). Выходит, правой части уже 100 лет, а остальным помещениям - 50.
На здании школы под официальной табличкой с указанием улицы "Вул. Червоних Партизанiв" есть пометочка от националистов "Вул. Жертв Комунiзму" с жуткого вида потеками:)
Сама я за три дня ни разу с национализмом не столкнулась, как меня и предупреждали попутчики-украинцы.
Зайдя в актовый зал, мы увидели там нескольких учительниц, смотрящих на большом экране какие-то водные прогулки. Оказалось, у одной из них летом дочка вышла замуж, они смотрят съемки этого события, отмечали бракосочетание на кораблике. Моя экскурсовод присела посмотреть. Мне же было не интересно, тем более, и смонтировано было неважно, а сын меня избаловал хорошим монтажом:) Так что я простилась, лишив себя удовольствия послушать об успехах, прогулялась по школе напоследок, и отправилась к речке искать место, куда мы в детстве не раз спускались искупаться или посидеть с удочкой. В душе снова затряслись какие-то струнки, потому что я рискнула пойти не привычной дорогой от дома, а от школы - так я в детстве ни разу не ходила.
Видимо, мне снова очень хотелось "заблудиться":) То детское воспоминание, как я потерялась, - одно из самых ярких событий детства, я по сию пору отчетливо помню все чувства, точную картинку происходящего, даже какие сандалии и носочки на моих ногах взгляд выхватывал, когда я спускалась и смотрела под ноги.