Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

Любимовка (7). "Политическая" пьеса.

Всевидящее Око
Условно к этой категории, которая неожиданно высветилась как нечто отдельное, хотя бы как тема, которая интересна, я бы отнесла 4 пьесы: "Жара" Наталии Мошиной, "Легионер" Алексея Щербака, "Дума" Анны Кашиной и "Коммуниканты" Дениса Ретрова, две последние - про жизнь депутатов.

Общего, пожалуй, то, что все пьесы - констатации, наблюдения, разве что последняя - фантазия, причем графоманская. Автор взял самые продажные в представлении обывателя профессии - депутат, проститутка, гастарбайтер и милиционер, соединил в одном месте, подчеркнув устами депутата, что все они одинаковы, ввел большое количество привычного дла новой драмы мата, который лишь в редких текстах смотрится гармонично, чаще всего служит для эпатажа ли, для скрытия собственной литературной беспомощности или рассчитан на то, что театры всё ещё считают модным шокировать зрителя ненормативной лексикой. За 5 дней Любимовки наслушалась мата и поняла, что переела сильно. Вполне хватает этого и в жизни, так что на сцене он воспринимается легко только когда употребляется с юмором: зла и ненависти вокруг столько, что ругательства со сцены кажутся особенно энергетически наполненными.

"Жара" Наталии Мошиной посвящена теме информационного вакуума, рассказывает о захвате заложников, сообщения о котором, в частности, в блогах, гасятся службами госбезопасности. Хотела написать "ситуация вполне жизненная" и сама ужаснулась. Что заложники и отсутствие достоверной информации об этом стали привычными. Тема для меня не так однозначна, как может показаться после чтения пьесы. Хорошо помню, как освещалась ситуация с захватом "Норд-Оста", как в прямом эфире корреспондент 1 канала Сонин брал интервью у Цекало, спрашивал, что делается, Цекало спросил, можно ли говорить об этом, а Сонин уверенно сказал, что можно. Цекало рассказал о том, что готовится операция по освобождению заложников, а террористы тоже смотрели это интервью и приняли превентивные меры.

В пьесе не прочитывается явно цель захвата заложников. Пьеса эта похожа на кросспост в жж, эмоциональный, который велит всем идти на баррикады, не объясняя смысла: в 1991 году народ сходил по таким призывам, люди погибли, и что? Кросспостить, выводить крайние точки зрения в том куда безопаснее, конечно. И ничего с тобой не случилось, и галку можно поставить: причастился поборолся.
Характеры участников обозначены схематично, как белый и рыжий клоуны, не проработаны, невнятные позиции террористов вызывают недоумение, думаешь, а может, и правы гэбешники, что замолчали чью-то дурь, возникает ощущение отстраненности при словах "в этой стране" - не в "нашей". Борьба идейная должна быть эмоциональной - ЗА что-то, из ЛЮБВИ к чему-то, тогда она затрагивает души других, единомышленников и может завершиться результативно. А когда это просто манифест, протест ПРОТИВ, безразличный к сути, лишь бы протестовать, выбросить наружу что-то недовольное внутреннее - и результат будет ... ленивый. В данной пьесе нет Личности, которая повела бы за собой, ведь на этом и строились всегда революции, войны, здесь нет Характера, Харизмы. Человек, погибший в пьесе - подорвавшийся террорист - не мог этого, по моему убеждению, сделать, потому что он был единственным, кто берег жизни заложников. Значит, он ценит и свою жизнь. Не верю! (с) :))
Пьеса "Остров Рикоту" этого же автора, которую слушала 2 года назад на Любимовке, была лучше проработана психологически, на мой взгляд.

Пьеса "Дума" Анны Кашиной - совсем и не пьеса, а подсмотренные сцены, вполне документальные, несмотря на протесты зрителя-Политолога, пытавшегося обличить автора во вранье, при этом смешные - и сцены, и протесты. Начавшееся противостояние Политолога и Искусствоведа так хорошо продолжили текст самой пьесы, что даже если бы этого не было в жизни, хорошо бы это придумать:)

Этот текст хорошо пойдет в исполнении "Квартета И": зритель отдохнет, посмеется от души и забудет, о чем речь. Ничего нового, чего бы мы не знали, нет, конфликтов тоже, драма одна - у 40-летней помощницы депутата, давно и тайно влюбленной в начальника, зато смешных деталей хватает. Но это и не пьеса, и не политика. Сцены из жизни, талантливо подмеченные и переданные автором.

"Коммуниканты" Ретрова посвящены последнему дню жизни депутата, которого сейчас должны замочить 2 простиутки и милиционер с гастарбайтером, наполнены привычными штампами восприятия неких профессий, графоманский текст. Там есть неожиданный ход, когда люди, привычно использующие убогую лексику - те самые проституки, гастарбайтер из Средней Азии и милиционер - вдруг начинают разговаривать о проблемах семантики с употреблением научных терминов - смешно, но не более. Откровенно коммерческая пьеса, отлично срежиссированная В. Агеевым, который сумел хорошим кастингом и собственным артистизмом разукрасить текст: редкий случай, когда читка как спектакль заиграла больше, чем просто читка.

Единственной пьесой, которая действительно побуждает задуматься о политике, была пьеса А. Щербака "Легионеры". Она была поставлена на последнюю читку воскресенья, народу осталось не так много, да и тема для нас не совсем понятная в силу незнания многих особенностей истории Латвии. Автор живет в Риге, ему близка тема взаимоотношений между сторонниками и противниками действий представителей разных сторон во время второй мировой войны. Пьеса была написана для семинара Royal Court, так что тоже, вероятно, не совсем готовый вариант, как и пьеса "Затрудняюсь с ответом" Е. Казачкова, но рука мастера видна: в пьесе отражаются точки зрения не только двух сторон политических баталий, но и конфликты поколений, характеры хорошо прочитываются. С обеих стороны автором выслушаны представители старшего, среднего и молодого поколений, у каждого из которых свой взгляд на происходящее, и если у взрослых есть своя позиция, то младшее поколение выглядит пассивным.

Пассивность и декларативность как образ жизни показались мне главными отличительными чертами героев нынешней Любимовки. Молодым авторам больше нравится наблюдать и констатировать, чем стремиться что-то изменить и предложить решение.


Читка пьесы Н. Мошиной "Жара", режиссер Юлия Ауг.
Мне очень понравилась эмоциональность и даже горячность Юлии Ауг в показе пьесы и защите её:))
Эта Любимовка была вообще очень женской - в драматургии и режиссуре, что вызывало гордость за нас, девочек - NO PASSARAN!:))))))))))



"Террористы"



Юлия Ауг.





Читка пьесы "Легионеры" А. Щербака. Режиссер читки Алексей Жиряков.










Алексей Жиряков справа.


Читка пьесы "Дума" Анны Кашиной, режиссер Алексей Жиряков.
Кстати, мне нравится, как он ставит читки на Любимовке, не вынося на первый план "себя в искусстве" - бережно по отношению к тексту пьесы, что в данном случае в формате Любимовки является плюсом.







Автор пьесы Анна Кашина.



Зрители.:)

В начале:



К финалу:



Драматург Ольга Михайлова и режиссер читки Алексей Жиряков на обсуждении пьесы:





Читка пьесы Д. Ретрова "Коммуниканты". Режиссер Владимир Агеев. Он же исполнчет главную роль Депутата.




















Драматург Александр Родионов на обсуждении.

Tags: Любимовка
Subscribe

  • "Дурак и дурнушка"

    Спектакль по двум пьесам Николая Коляды, поставленный Александром Ваховым с двумя прекрасными артистами Олегом Ягодиным и Ириной Плесняевой. Можно…

  • "Носферату", реж. Н.В. Коляда, Коляда-театра

    Я не люблю читать пьесы глазами, потому что не могу увидеть объемно события. Нет во мне режиссерского видения текста. Но сегодня после спектакля…

  • "Калигула", реж. Николай Коляда, Коляда-театр

    Гастроли Коляда-театра в Москве начались спектаклем "Калигула". Гай Юлий Цезарь Август Германик - римский император, живший в I веке, который…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • "Дурак и дурнушка"

    Спектакль по двум пьесам Николая Коляды, поставленный Александром Ваховым с двумя прекрасными артистами Олегом Ягодиным и Ириной Плесняевой. Можно…

  • "Носферату", реж. Н.В. Коляда, Коляда-театра

    Я не люблю читать пьесы глазами, потому что не могу увидеть объемно события. Нет во мне режиссерского видения текста. Но сегодня после спектакля…

  • "Калигула", реж. Николай Коляда, Коляда-театр

    Гастроли Коляда-театра в Москве начались спектаклем "Калигула". Гай Юлий Цезарь Август Германик - римский император, живший в I веке, который…