Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Любимовка (6). "Затрудняюсь с ответом" Евгений Казачков

Всевидящее ОкоОчень говорящее название. У Казачкова слышала пьесу "Песнь пятая" на "Любимовке-2007". Хотя это была пьеса-шутка, было видно, что автор, несмотря на молодость, - человек с серьезным отношением к жизни, хорошо образованный, мыслящий, талантливый, свободный от привычных ограничений-комплексов, открытый, улыбчивый - гармоничный. Именно ради него и шла в тот день на Любимовку: мне интересно, что изменилось в этом человеке за прошедшие 2 года, ибо ещё тогда он произвел впечатление человека с большим потенциалом, умеющего работать над собой.

Уже в той смешной и легкой пьесе автор задавался вопросом, что происходит с человеком, если он не использует данный ему жизнью шанс на изменения. "Затрудняюсь с ответом" - словно ответ на тему той пьесы - как часто мы не можем решиться ответить самому себе, как поступить, ответить перед другими и самим собой.

Пьесу на обсуждении разнесли в пух и прах. И справедливо, наверно:) Сам Женя молча слушал, иногда отрицательно качал головой, не соглашась, но чаще - кивал согласно. Для меня эта пьеса тоже не совершенна совсем. Мой сын перед съемкой фильма составляет режиссерский сценарий, такой план действий, скелет, костяк, остальное доращивает потом, в процессе, ибо только он сам видит конечную картинку. От пьесы Казачкова такое же ощущение: что это некий план, костяк. Схема, на которой в центре находится главный герой, а от него отходят лучи-связи с другими. Лучи-выборы. И этих выборов больше, чем может вместить одна пьеса. Конечную картинку Женя увидел, но решил воплотить в другом.

Пьеса эта была написана для семинара театра "Royal Coart 2009". Была ли задана тема, не знаю.
По второй пьесе из семинара, А. Щербака, про которую напишу позже, вернее, анализируя обе и пытаясь найти общее, можно предположить, что затрагиваются темы взаимоотношений поколений, конфликты между ними, проблемы вариативности выбора.

Перед читкой было сказано, что пьесу эту уже подвергали разбору и критике, что Жене посоветовали её переписать, но он сказал, что с этой пьесой работать больше не будет, лучше напишет новую.

Мне нравится, как автор подошел к этому вопросу. Не только потому, что он имеет право на это. Видно, что он так поступил именно потому, что сам не затрудняется с ответом на некоторые вопросы. Вернее, он написал эту пьесу для себя, в поисках ответов на что-то волнующее, получил опыт, получил ответ, и всё - пошел дальше. Нет смысла вклыдываться в то, что перестало волновать. Мне как потребителю важно не совершенство пьесы, а та внутренняя боль, переживания, которые может передать автор и мне тоже, зародить вопросы - не сомнения, заметьте, а вопросы, на которые хочется искать свой ответ.


Лично для меня оказалось в пьесе столько важных вопросов, что она стала главным событием трех дней, и мой распухший мозг попросил паузу.

Поначалу кажется, что главное - отношения матери и сына. Мать - новоиспеченная воинствующая фанатка веры в Бога, навязывает сыну иконы, стирает у него файлы с его работой: он составляет психологический тест, касающийся вопросов выбора, цель которого понять себя, определиться с выбором. И ситуации в его жизни дают ему пищу для работы над тестом.

У героя ситуации выбора сконцентрированы. Две женщины: одну он любит, на второй - аутистке, которую не может бросить - женат. Не умея сделать выбор, отказаться от одной из них, мучает обеих и самого себя.
Есть мать, которая фактически заставляет его обратиться к церкви вслед за ней самой, и борьба за право не верить.

Михаил Угаров отметил, что зачастую именно так и бывает: верующие - скорее фанаты веры, которые активно осуждают приверженцев другой веры или атеизма. Для меня тоже очевидно, что если человек верит во что-то, истинно, то именно вера дает ему то равновесие между свободой самовыражения и ответственностью за неё, когда ты понимаешь право на свободу верований другого человека.

На обсуждении говорили, что свобода выбора есть у каждого, ещё Кант об этом говорил, поэтому тема выбрана неверно, пьеса от этого разваливается.
Да, это правда: и свобода у каждого есть, и права равные. Но не каждый хочет быть свободным именно потому, что предстоит нести ответственность за свой выбор.

Именно страх ответственности за выбор, за его последствия ведет к тому, что человек зачастую так и не решается сделать этот свой выбор. Раб страха.
Или раб свободы выбора?:)))

Пьеса Казачкова зарядила меня очень сильно. Неделю я размышляла над вопросами, которые возникли после этой читки.

Это и вопросы общения матери с сыном, напоминающие шантаж.
Сын мой сейчас работает над монтажом одной из передач, мы обсуждаем, что там происходит. Вчера он пришел, сказал, что хочет уходить оттуда - в профессиональном плане он ничему там научиться не может, а по ряду причин продолжать работать там не хочет. И директор этой программы вдруг ему говорит: "Я скажу вам как МАТЬ, моему сыну 22: к вам тут привыкли, без вас будет тяжело, это некрасиво, что вы уходите." Это при том, что она сама уже нарушила некоторые договоренности, в том числе и по вопросам оплаты.
Сын сказал, что ему даже стало стыдно.
Говорю ему: "Вот ты и столкнулся с манипулятивными техниками, ведь это - шантаж. Типа, мы вас любим, вы не можете нас бросить. Заметь, я как мать, никогда такими методами не пользюусь, именно поэтому ты можешь принимать свободные решения, касающиеся твоей жизни, ибо я тоже считаю, что если работа в тягость, то лучше её поменять, даже если другие хотят от тебя другого."
Казачков употребил в пьсе слово "любоначалие" - настаивание на своей воле. Священник говорит об этом матери, поясняя, что это - тоже грех.

Это вопросы выбора между работой и желаниями матери.

Это вопросы выбора веры: крестить или нет ребенка.
Вот тут для меня тоже давнишний вопрос: когда мы с сыном попали на 2 дня в Польшу и нас возили по католическим храмам послушать органную музыку, сын сказал, что ему католицизм ближе, понятнее. Он целую энциклопедию по вере осилил в подростковом возрасте, чтобы разобраться в отличиях. А я его уже покрестила в младенческом возрасте: почему человека в веру обращают тогда, когда он ничего не понимает? Разве не логично, чтобы он сам сделал свой выбор в сознательном возрасте, как это произошло со мной, кстати?

Мне понравились в пьесе человечность в отношениях без крайностей и агрессии, присущих многим другим пьесам, проработанные детали: разговор о теплом-холодном носе, какие-то меткие предложения, услышанные от Отца Владимира, тонкий юмор к месту, внимание к герою, желание понять, что именно им движет. Конечно, проработано не всё до конца, есть ощущение схематичности, кто-то назвал это комиксами, где человечку пририсовали облако со словами. Да, наверно, если развить каждого персонажа, будет лучше. Но автор прав: наверно, не стоит это делать, а идти дальше и браться на основе осознанного в процессе написания этой пьесы за что-то другое. Подниматься на ступеньку и видеть больше. И зрителю это донести-показать.

На обсуждении кратко выступил Павел Пряжко, дескать, пьеса ужасная, потому что в ней нет мата и дебилов, нюхающий клей:)
Как говорится: у кого что болит, тот о том и говорит:) Я поулыбалась и в очередной раз подумала, что не случайно интуиция постоянно уводит меня от встреч с пьесами Пряжко:) Не читала, не слушала, не смотрела - и не хочется почему-то:))) Мне, конечно, всегда трудно было смотреть на мальчишек с пакетами из-под клея, потому что я сама мать сына и думать о том, что эти мальчики оказались не нужны родителям - больно. Но популистские пьесы про это смотреть не хочется. Мне кажется, если там и будет что-то новое для меня, то скорее лингвистически незнакомое употребление "матных", как говорил в детстве сын, слов. Мир приматовитивных людей изучать не интересно даже моему 20-летнему сыну, а я выросла из такого уровня мышления так давно, что не упомнишь.

А за творчеством Жени Казачкова следить очень интересно, скорее, за его собственным развитием, на какие вопросы он будет искать ответы дальше. Человек он растущий и меняющийся, что вообще-то - редкость. Он из тех, кто не боится сделать выбор, принять решение и отвечать за него.

На обсуждении он мужественно выслушал большое количество критических замечаний, отсекая их от себя лично, понимая, что в данном случае не "ты несовершенен", а "ты в данном случае сделал несовершенно", а это разные оценки, частное не всегда нужно обобщать, оно и останется частным.
А улыбнулся, всех поблагодарив:))

Удачи ему!!:)





На обсуждении:

Драматург Казачков.





Драматург Железцов





Tags: Любимовка
Subscribe

  • О преодолении страхов

    Моя любимая подружка Саша Велескевич, выпускница ШС МХАТ, с которой мы подружились случайно, когда она была студенткой, но отношения вышли на…

  • Текст от незрячего человека

    Сначала мне хотелось написать манифест, в духе – давайте быть теми то и такими-то, делать так-то и так-то… Но немного поостыв, я подумал – давай,…

  • Оцифрованные диски и пластинки для детей

    Увидела в фб пост, решила запостить его и сюда, как смогу. Я уже рассказывал о коллекции советских радиоспектаклей, которые собрал Евгений Жуков.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments