И две пьесы политические - причем тоже женская и мужская - авторски и режиссерски.
Хотелось бы написать про всё в одном посте, но придется развести, ибо нет у меня столько сил сейчас писать обо всем. Напишу, естессно, о любви - на ночь-то глядя:))
Второй по порядку была читка пьесы Галины Узрютовой "Ключи" в постановке Анны Потаповой.
В пьесе рассказывается о двух людях, парне и девушке, которые снимают одну квартиру, имея разные режимы работы: она работает днем, он - ночью официантом в китайском ресторане. Видятся редко, общаются посредством записей в общей тетради. Девушка пишет подробно и активно (ой, как это знакомо:) ), парень - лаконично и нерегулярно (это тоже знакомо:)). Сказать, что получается полноценный диалог, нельзя. У героя есть девушка Маша, у героини ... парня нет, поэтому много времени для фантазий. Маша вскоре уезжает к маме в Калугу - бросает героя, и ... он приглашает свою соседку в пиццерию, что ею трактуется как ухаживания. Что там между ними произошло, остается тайной, из записей девушки в тетради не раскрытой до конца, юноша, извиняясь, возвращается к Маше. Девушка съезжает с квартиры, отдает ключи хозяйке. Собственно, и всё.
Автор пьесы - девушка, по возрасту мало чем отличающаяся от своей героини. Да и пьесу она написала про свою подругу и даже была в этой реальной квартире - взяла за основу реальный случай с реальным человеком в реальном времени, хотя история взаимоотношений практически виртуальная. Пьеса - без претензий. Чего не скажешь о читке. На Любимовке читки обсуждать не принято, а у себя в жж я могу это сделать легко:)
Отсутствие прописанного в пьесе действия режиссер решила заменить действием на сцене. Что в формате читок смотрится тяжело, это второй случай за время моего там присутствия, и оба раза это мешает пьесе, а не помогает - это не театр, здесь важен текст,
Конечно, чувствуется, что пьеса написана юным человеком - она легкая, поверхностная, непритязательная констатация факта, затрагивает вечную тему взаимоотношений мужчины и женщины, а в силу возраста автора и героев не отличается глубиной проработки характеров. Жизненная ситуация - этакий вербатим в письмах из реала, напоминающий, как указывали некоторые участники обсуждения, общение в жж, в блогах, когда человек разговаривает не столько с собеседником, сколько с самим собой, ведь перед собой он видит только экран, а не живые глаза, существует в придуманной ситуации, а не общается с живым человеком с его настоящими особенностями и привычками, которые реально раздражают, испытывая терпение и открывая собственные особенности, в частности, это самое нетерпение к особенностям другого человека. Ситуация, знакомая ныне очень многим - по своему опыту или опыту друзей-френдов. Люди узнают не столько виртуального собеседника, сколько самого себя в зеркальном отражении.
Однако после читки осталось ощущение настоящего - характеров, ситуации. Да, именно так в жизни и бывает - невнятно, на домыслах, неярко, скучно и предсказуемо. Несмотря на то, что каждый человек - индивидуальность, любые отношения двоих - неповторимы, зачастую срабатывают какие-то властные над человеком общие законы, и даже самые особые чувства порой заканчиваются по-человечески банально. Увы.
Что не означает, что не стоит добиваться иного возможного исхода отношений. Верить в лучшее до последнего - хорошо и правильно:))))
Любовь, терпение и труд всё перетрут самым неожиданным образом, что доказала вторая пьеса, "мужская":)
Хотя лично для меня в этой истории и нет настоящих чувств.
В одних прямых отношениях - "герой-Маша" - не известно, что чувствуют они друг к другу, почему были вместе, почему поссорились, что толкнуло Машу вернуться к своему парню - сказывается отсутствие четко прописанной драматургии отношений, ибо Маше слова не давали, а герой практически не развивает эту тему и вообще не рассказывает о себе, ограничиваясь редкими короткими сообщениями в стиле смс, что вполне соответствует мужскому стилю общения в принципе. Чего рассусоливать, когда устал и не хочется копаться и раскрываться?
Во второй линии отношений "герой-героиня": с его стороны чувство к соседке скорее дружеское, она отвекла его от возможных переживаний, связанных с уходом Маши, помогла "перекантоваться" от Маши до Маши, а со стороны героини не видно ни сильных чувств к герою, ни сильных переживаний по поводу расставания с ним, да и то, что прочитывается зрителем вслед за героиней как отношения, скорее мечтания неискушенной жизнью девушки.
Хочу отметить, как ювелирно вел обсуждение читки этой пьесы Александр Родионов - было интересно наблюдать за тем, как он умело и артистично направляет разговор в нужное русло, как виртуозно выделяет тезисы вслед за выступающими, причем аккуратно и деликатно смещает акценты, вызывая улыбку. Очень живой, с прекрасным чувством юмора человек, хорошо воспитанный - получила огромное эстетическое удовольствие, наблюдая за ним, его манерой вести себя, за мимикой лица, пластикой тела - потрясающе талантливый человек, который из ничего может сотворить
Режиссер читки Анна Потавпова.
Александра Родионова трудно было поймать спокойным, на всех фотографиях он получился летящим, добавив "пьесе" необходимого движения:)
Сразу за этой пьесой следовала читка пьесы Дмитрия Карапузова в постановке Михаила Угарова. Зрителей прибыло, разве что на потолке не висели:) Действие стоило того:)
Пьесу эту узнала сразу: впервые услышала её у Николая Коляды на "Евразии" в этом году. Там она шла полностью, Михаил Угаров её подсократил, убрав, по его мнению, графоманские куски и те, что не добавляют нового к смыслу пьесы.
Вкратце: герой пьесы, женатый мужчина и отец взрослого *курящего* сына, в течение долгого времени получает письма от некоего Вадима, который признается ему в любви. Стыд и возмущение поведением "пидора", желание встретиться с ним, чтобы ... физически наказать его:), не стану цитировать услышанное:), сменяются - в моем зрительском понимании - тоской по отсутствующей в его жизни нежной и теплой любви и внимания. Пьеса очень смешная, зал реагировал быстро, точно, бурно.
По окончании читки разгорелась нешуточная дискуссия. Выяснилось, что - воистину! - сколько людей, столько и мнений, ибо каждый увидел что-то свое. Жаль, что не было автора - он бы посмеялся не меньше, чем зрители над его текстом. Одни пустились в личные воспоминания и сравнения реалий пьесы с реалиями жизни: кто-то жил в деревне среди геев (девушка - а.), кто-то вспоминал дядю, кто-то говорил о том, что любит и изучает таких героев. Елена Гремина отметила, что происходящее пробудило героя к духовной жизни. Некоторые - ВДРУГ!! В ДОКЕ!!! НА НОВОЙ
Для меня же в этой пьесе видится - ну как вы думаете, что мне может видеться почти в любой пьесе?:) - любовь, или скорее, зарождение любви.
Многие отмечали окрашенность отношений в голубой цвет: да, о любви к мужчине пишет мужчина.
Мне же кажется, что эта особенность подчеркивает отсутствие веры героя в возможность и допустимость любви в своей жизни в принципе, как неестественной.
Из чего состоит его жизнь? Это такое плоское закольцованное существование: работа - дом - прийти поздороваться с сыном - разойтись в разные комнаты, захлопнув двери - пойти покурить на балкон - поругаться с женой - пойти помочиться - подождать, когда помочится-умоется жена. Между супругами никак не прочитывается даже наличие привычного секса. Здесь нет места вниманию к внутренней жизни другого человека, а по сути, и к своей собственной. Есть привычный ритм, режим, по которому живут очень многие семьи. Один мой друг так мне и объяснял как-то: любовь для него - это когда можно предсказать, что сделает человек в следующую минуту, что он скажет, о чем подумает. Иное - не любовь, а нервотрепка. При этом сам человек не допускает даже мысли о том, что такая жизнь - подобие существованию в клетке зоопарка: накормлен, напоен, протоптана дорожка вдоль решетки-стенки-кормушки. Волк на воле и волк в вольере - все-таки две большие разницы, как говорят в Одессе. Вольный волк живет, возможно, меньше, но согласится ли он прожить долгую жизнь в вольере - вопрос, на который мы и не узнаем ответа, ибо для каждого жизнь неповторима и существует в единственно возможном варианте. Однако у каждого есть право называть любовью то, что он видит и считает любовью для себя. Человек делает выбор самостоятельно, и ответственность за этот выбор также несет в одиночку, самостоятельно. Сам стоит за всеми своими решениями и чувствами.
И вдруг эти письма от неведомого "пидора", написанные, в отличие от его собственной эмоционально ненормативно окрашенной речи, интеллигентно-красиво, побуждают его к реакции. Реагированию. Кто-то говорил, что это просто нервное. Но для меня - если человека что-то задевает, то это не просто физиологическая реакция, но - слушай свое тело, оно тебе что-то пытается сказать, раз ты не слышишь душу - сигнал, что задет нерв, больная точка. Рефлексотерапевты ищут наиболее болезненную точку, чтобы добиться наилучшего эффекта в лечении. Безболезненные уколы не дадут реального облегчения.
Герой, живущий в неком болоте, вдруг получает струю свежей воды, которая это болото заставляет зашевелиться, зажить новой жизнью.
Ощутив поначалу гнев и возмущение, он не может, тем не менее, порвать первые письма: никто не уделяет ему никакого особого внимания, разве что от жены следуют вопросы, когда он меняет свое обычное предсказуемое поведение. Подозрение, не имеющее ничего общего с чувственным вниманием незнакомца.
(Правда, в финале новые письма герой рвет - боится задуматься глубже, ему неуютно с "новым" собою?)
Герой (Виталий, кажется) так много думает о происходящем, что постепенно мысли о незнакомце превращаются в мысли о самом себе - то он на работе привычное ругательство коллеги принимает на свой счет и лезет на рожон, дабы защитить свою честь, то идет на "свидание" с Вадимом - идет ведь, хотя думает, что хочет "физически объяснить" ему его неправоту, - и представляет себя со стороны, смотрит на себя глазами других людей. Одновременно выстраивая внутри образ Вадима.
Он учится уделять себе такое же внимание, как и неведомый Вадим. Он открывает, что его, оказывается, можно любить. Таким, какой он есть. Пусть и странной любовью. Он открывает себя для себя. И пусть нет в пьесе ясности, что с ним будет потом. И пусть вывод о переменах, в нем происходящих, не однозначен, не все увидели происходящие изменения в герое (а он вдруг стал больше вопросов сыну задавать, услышал (!), как мочится его жена в туалете - чем не внимание к жене:) - пусть это и не высокодуховные перемены), увидел мир другим, заметил то, чего прежде не замечал - в той части, которую урезал режиссер для этой читки, рассказав об этом во время обсуждения.
Постепенно он перестает ненавидеть и таинственного "возлюбленного", готового принимать его недостатки как изюминки, не превращающие совместный быт в словесное побоище.
И хотя в конце пьесы выясняется, что все эти письма ему писали два парня-любовника в качестве своеобразной мести за его гневные высказывания о пидорасах, и эти два любовника, с издевкой поговорив о результатах "эскперимента", занимаются любовью, и этот эпизод режиссером тоже исключен из читки, но видится, что не так важно, почему это было сделано двумя друзьями: главное, что результат получился неожиданно позитивным для самого героя. Как часто бывает в жизни, она предлагает поворот, не предсказуемый по последствиям заранее. Человек предполагает, а Бог располагает, говорят в таких случаях.
В моем понимании, герой начал свой путь к умению любить. Любить как принимать другого таким, каков он есть. А это умение формируется только с осознанием, что и себя можно любить таким, каков ты есть. Все изменения начинаются внутри, с себя самого, только потом мир вокруг тебя начинается неуловимо подстраиваться под тебя нового. Сидящая в на листе кувшинки лягушка видит мир неизменным до тех пор, пока не спрыгнет в воду. От движения пойдут круги - два любовника, судя по письмам, умеющие быть внимательными друг к другу, к окружающему миру, научили чему-то и Панкратова - круги от их любви пошли.
Не важно, какого ты цвета - зеленый, желтый, белый, черный, розовый или голубой.
Не важно, какого ты пола. Возраста. Вероисповедания. Национальности.
Важно, насколько ты умеешь уважать другого, принять его особенности, как имеющие право быть - ПРАВИЛЬНЫЕ ДЛЯ НЕГО.
Всю свою жизнь я шла к этому выводу: прежде мне хотелось подправлять в другом некие черты, помогать ему быть "лучше", фактически, - стараясь сделать его удобным для себя, обязать его этими усовершенствованиями, по сути - стать нужной, значимой, а значит, влиятельной, имеющей контроль и власть.
Искренно думая, что люблю и хочу быть любимой.
И только последние год-полтора радуюсь возможности просто любить - такими, какие есть, других и себя, - и быть любимой - в любом виде. Даже с явными внешними изъянами:))
Можно найти другого лучше - красивее, стройнее, моложе, умнее, добрее и пр. - по одному качеству или совокупности нескольких. Но другого такого же найти нельзя. Особенного и неповторимого.
Какого обычно и ЛЮБЯТ.
При обсуждении пьесы попросили представляться: сказать имя и род занятий.
Хотя я считаю, что в данном случае люди высказывали скорее личное мнение, а не профессиональное, так что должность и звание не обязательны.
В позапрошлом году, когда впервые попала на Любимовку, принимала все так близко к сердцу, что считала возможным высказывать свое мнение как "просто зритель", наивно предполагая, что именно для нас, простых зрителей, и существует театр. Но не фестивали пьес, что стало очевидно к концу: желание высказываться постепенно сошло на нет, я не могла высказываться "на уровне", как профессиональные работники театра - критики, драматурги, режиссеры, искусствоведы (кстати, и не все из них приходят в этот раз почему-то).
В дальнейшем свое мнение держала при себе, но сегодня не удержалась после пьесы Карапузова:)
Девушка передо мной представилась как "жена режиссера":) Сбоку спросили "какого?", но я не знала:)
Мне захотелось представиться "мама режиссера", но с учетом услышанного вопроса и того факта, что сын пока
Оля Лысак с улыбкой мне потом сказала: "Вам надо было представиться как Ольга Аюшка", на что я поулыбалась:))) В Екатеринбурге актриса "Коляда-театра" Тамара Зимина называет меня не Ольгой, и даже не только Аюшкой, но и просто Айей:) Очевидно, считая это мои родным именем. Другие тоже обращаются порой ко мне как к Аюшке - я откликаюсь:))) Назваля груздем, полезай в кузов.
Но чтобы представлять свой род занятий как аюшка - это прикольно:)))) Работаю аюшкой:))) Не дай Бог, рискну ещё выступить - представлюсь как "Аюшка, аюшка":)))))
Сегодня был чудесный день, легкий, радостный, интересный. Хорошие разные пьесы, отличные обсуждения, которые порой бывают на Любимовке куда интереснее самих пьес.
Мне было жалко уходить с заключительного обсуждения пьесы А. Щербака: я не могу себе позволить оставаться так поздно, ибо чем позже из центра выезжаешь, тем дольше едешь до нашего Бутова, поезда метро ходят реже и через один не доезжают до конечной станции, а на ней ещё и пересадка на наземное метро. К тому же основная моя работа - семья, театральный зритель же - "по совместительству", а ребенок хоть и вырос, но быть моим ребенком от этого не перестал: мне с ним так же важно и интересно общаться на разные темы, в том числе и
Есть очень разные - сложные, глубокие, талантливые люди, с которыми бывает очень нелегко, - которых я люблю. В том числе и мой сын.
Есть люди - разные, сложные, глубокие, талантливые, которым со мной нелегко, - которые любят меня. В том числе и мой сын.
И это ощущение всеобъемлющей:), окружающей меня спасительным спасательным кругом любви позволяет мне оставаться на плаву в самых сложных жизненных ситуациях и выбираться из самого центра болота, когда кажется, что куда ни ступи - провалишься.
Любовь - великая сила:))) Она сродни тому самому искусству, которое тоже имеет волшебную силу преображения - и человеческой души в том числе.
Любовь, терпение и труд всё перетрут:)
Ура, типа;)))))))))))))
И прошу прощения за опечатки - ночь, усталость, - завтра исправлю:))
И фотографии добавлю тоже завтра, обязательно:)))
UPD. Фотографии добавлены.
Актер, читавший за главного героя, Никита Емшанов, оказался похожим на одного моего друга, который примерно так же относится к однополым отношениям, как герой, так что мне временами было трудно удержаться то от улыбки, то от грустных раздумий по поводу происходящего в душе этого друга, ибо некоторые "знающие" люди предположили в герое скрытого, латентного гея.
Алексей Жиряков.
Режиссер читки Михаил Угаров.