Можем ли мы сделать для себя что-то, что для нас не сделали родители, чтобы не сожалеть о своих ошибках?
Можем ли сделать для своих детей то, чего не сделали для нас наши родители?
Когда-то я много и подробно писала о тренинге, на который попала с проблемой своего сына, а в итоге долго разбиралась со своими собственными: результат же превзошел все ожидания. Ибо не только сын вырос совсем иным, чем ожидалось в то время, но и я сама себе стала заботливым родителем, сумевшим по возможности компенсировать недоданное в детстве.
Если поверить в себя, найти в себе силы, то очень многое можно изменить. А уж если ты - молодой родитель, то и для своего ребенка можно сделать гораздо больше, дав ему необходимую для веры в себя опору.
Для начала - о том, что такое внутренний Ребенок, внутренний Родитель и внутренний Взрослый.
Если интересно, можно пойти по тэгу "Тренинг", там чуть больше информации, чем здесь.
Упрощенно, Ребенок - это эмоция, Родитель - ограничение, Взрослый - анализ.
Поскольку куда чаще нами владеют эмоции, с которыми и Родитель, и Взрослый не всегда могут справиться, можно поработать со своим внутренним Ребенком, чтобы додать ему то, чего он не получил в детстве от собственных родителей.
Побаловать себя, любимого.
Мы не можем нести ответственность за проблемы, которые были внутри наших родителей, когда мы нуждались в их внимании, любви и заботе. Но мы несем ответственность за нашего внутреннего ребенка, которому в состоянии помочь сейчас, чтобы в дальнейшем он мог жить свободнее, менее зависеть от своих обид и нехватки внимания.
У каждого из нас свой уникальный жизненный опыт, проблемы возникали в разном возрасте, поэтому и упражнения относятся к разному возрасту и индивидуальны для каждого. При желании человек сам определит, что именно нужно ему и сможет уделить своему внутреннему ребенку столько времени и заботы, сколько ему нужно.
Итак:
Младенец. От рождения до 9 месяцев.
Позитивные утверждения, которые важно услышать (почувствовать).
Упражнения подкрепления внутренного младенца
1. Завернуться в теплое одеяло и побыть так (или лечь в горячую ванну).
2. Принять курс оздоровительного массажа.
3. Сделать маникюр, педикюр.
4. Попросить мужа приготовить ужин или сводить в ресторан.
5. Попросить возлюбленного (-ную) искупать вас.
6. Уделить внимание прикосновениям.
7. Устраивать периоды ничегонеделания.
8. Погулять с мужем (женой) в новом месте.
9. Съесть что-нибудь вкусненькое.
10. В процессе работы иметь возможность попить соку или компоту.
11. В течение дня присесть отдохнуть.
12. Практиковать совместную деятельность с человеком, который тебе приятен (вне семьи).
13. С мужем - строить рожи, общаться мимикой без слов (9 минут).
14. Какое-то количество времени проводить со своим внутренним ребенком.
Малыш. Возраст 9 месяцев - 18 месяцев - 3 года.
Позитивные утверждения для малышового возраста.
(тут поясню, что записывали мы всё на себя, поэтому позволю себе оставить собственное имя в обращениях, заодно лишний раз себя побалую:)), а вы, разумеется, подставляете свое, любимое:))) ).
Упражнения подкрепления для возраста 9-18 месяцев.
1. Пойти в магазин и изучать, мерить всё, что понравится.
2. Пойти в кафе, взять множество блюд.
3. Купить то, что можно есть руками, жевать с хрустом.
4. Гулять в новых местах.
5. Повисеть на турнике, покачаться на качелях.
6. Красить пальцами (окунать в краску и рисовать).
7. Одеться как можно ярче.
8. Попробовать на звук что-то (ходить по дому и стучать по разным предметам).
9. Провести время в парке отдыха.
10. Посещать различные сады, ощущать ароматы.
11. Сходить в музей, смотреть цвета, как они на тебя влияют.
12. Пригласить мужа просто на прогулку.
13. Ходить босиком по полу, ковру, кафелю, асфальту, песку и сравнивать ощущения.
14. Обмены предметами молча.
15. Произносить слово и представлять, какое оно.
16. Научиться наблюдать за людьми.
17. Сесть перед живым цветком, ощутить, что это прекрасно, ощутить единство.
18. Поговорить на выдуманном языке.
19. Игра в звуки (отгадывать).
20. Петь песни.
21. Сочинять стихи.
Упражнения для подкрепления малыша 1,5 года - 3 года.
1. Важность автономии (сепарации).
Практика говорить "нет".
- в одиночестве говорить "нет", "ни за что", "я не смогу", "у меня нет времени", "давайте вернемся к этому вопросу позже";
- говорить "нет" в минимальном сопротивлении;
- говорить "нет" всегда, когда считаешь это нужным (когда это не относится к чувствам других людей).
2. Установить в квартире уголок "терра инкогнита" - место, где тебя никто не может потревожить, пусть это будет даже уголок кухни. Чтобы все признали твое право на свой "островок".
3. Установить удобные для тебя правила:
- иметь немного личного времени, проводить его так, как я хочу;
- никто не может пользоваться моими вещами без моего согласия;
- на "свою" (твою) территорию входить со стуком, т.е. с твоего разрешения;
- иногда я могу запирать свою дверь, чтобы обеспечить "частные" владения;
- иметь право располагать своим местом за столом (но по взаимному согласию можно обмениваться).
Позитивные поддерживающие утверждения для дошкольника 4-5-6 лет.
Позитивные утверждения для школьного возраста 7-13 лет.
1. Маленькая Ольга, ты можешь быть самой собой и в школе. Ты можешь постоять за себя, а я это поддержу.
2. Это здорово - научиться делать разные вещи по-своему.
3. Это здорово - думать о вещах и испытывать их перед тем, как сделать своими.
4. Ты можешь доверять своим решениям. Тебе надо только быть последовательным в своем выборе.
5. Ты можешь делать вещи по-своему, и это здорово - не соглашаться.
6. Я люблю тебя такой, какая ты есть.
7. Ты можешь доверять своим чувствам.
8. Если ты боишься, скажи мне.
9. Ты можешь выбирать себе своих собственных друзей.
10. Ты можешь одеваться так же, как другие дети, или по-своему.
11. Ты заслужила иметь те вещи, которые хочешь (ты имеешь право распоряжаться своими вещами).
12. Я хочу быть с тобой несмотря ни на что.
13. Я люблю тебя, маленькая Олюшка.
Процесс исцеления внутреннего ребенка
Упражнения, посвященные нашим границам
Инвентаризация жизненных навыков