Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

"Детский мир", реж. В. Сизов, Театр Кукол, г. Екатеринбург.

Всевидящее ОкоНа фестивале был представлен моноспектакль по пьесе В. Зуева "Детский мир". Моноспектакль - трудный жанр, где текст и актер (актриса) выходят на первый план практически безоружными, ибо срежиссировать на удачу - надо обладать зоркостью сокола и самоотверженностью лебедя. Что получилось в этот раз, когда сошлись воедино три разных человека?

Я нежно люблю и безмерно уважаю Наташу Гаранину, исполнительницу главной роли, которую открыла для себя в самом же первом спектакле "Коляда-театра" "Нежность", которым открывались гастроли театра в Москве 3 года назад. Это было знакомство, которое произвело на меня такое сильное впечатление, что благодарность моя уйдет только вместе со мной:))

Поэтому я волновалась перед этим спектаклем не меньше самой Наташи, наверно:)

Спектакль сложный хотя бы потому, что тема затронута очень трудная, интимная, глубокая, которую не всякий захочет выносить на обсуждение даже в кругу друзей, а уж вот так, в театре - и подавно. Причем в Кукольном театре, который совсем не предназначен для таких взрослых тем.

Тема - аборты.
Героиня работает в абортарии и делает аборт сама, о чем и рассказывает зрителю.

Мужчины слева и справа от меня, казалось, изнемогали от происходящего на сцене.

И я подумала: для кого же сделан этот спектакль?
Зачем написана эта пьеса?

Уж не для мужчин, увы, они умеют закрывать свои ушки, когда им не хочется ничего слышать.

Автор, однако - мужчина. Уж никак он сам не переживал подобного, да и жертвой быть не мог, простите за цинизм.
Почему вдруг он написал пьесу на эту тему?

Может ли он понимать, а главное, передать, что именно происходит в душе женщины, когда она не только принимает решение убить в себе ребенка, но и осуществляет это решение, тем более, видя этот процесс ежедневно? Поймет ли эти переживания женщина, которой не доводилось стоять перед этой проблемой: быть или не быть? Ребенку и себе той, что потом, откуда не вернешься перерешить. Захочет ли зритель смотреть и слушать это всё, что ворошит больные точки, воспоминания, предстоящие решения? Сможет ли это спектакль повлиять на то, что ещё не произошло? Цель ставится такая?

Вопрос на вопросе сидит и вопросом погоняет. Но и это очеьн хорошо - задать себе вопросы порой куда важнее, чем найти в итоге ответ. Ведь ответа не непоставленный вопрос не существует.

Разговор такой, конечно, нужен. Тем более, когда с тобой разговаривает взрослая женщина с опытом, а тебе лет немного, своего опыта нет. Опыта чувствования, переживания, но есть опыт сомнений и предательства, потому что аборт - сам по себе предательство - случается, когда женщина чувствует себя беспомощной, преданной, не способной нести ответственность в одиночку за будущего младенца. Когда есть доверие, опора, пусть и внутри себя самой, ведь не все преданные мужчинами женщины делают аборты, то результат совсем другой.

Однако у меня к спектаклю много вопросов.

Начиная с самой пьесы.
У меня нет ощущения, что автор пропустил её через себя. Когда человек чем-то переболел, вынес для себя важное, то это как-то передается. Тут же ощущение, что просто взята тема, которая ещё не звучала, захотелось поговорить, но выглядит эта попытка довольно поверхностной, не проработнанной, не слившейся с сердцем. Трудно этого ожидать от мужчины, конечно. Пьеса кажется затянутой, мне показалось, что сократи её минут на 15-20, она бы только выиграла от этого. Там есть веточки, без которых дерево может обойтись.

Режиссура.
Режиссер населил сцену большим количеством игрушек. Детский мир нерожденного ребенка. Детский мир женщины, не ставшей матерью. Начиная с "игрушечного", сооруженного из кресла и шарика, доктора, с которым откровенничает героиня, и заканчивая игрушками, которыми интерактивно одаривает героиня зрителей первого ряда. Понимаю замысел, но для меня он не зазвучал в полной мере, помогая спектаклю. Хотя Наташа Гаранина делала все с душой, искренно, открыто, доверительно. И облегчающий восприятие пьесы прием: актриса играет не столько медсестру, сколько клоунессу, и поначалу даже не понятно, с каким именно доктором она разговаривает - создается ощущение, что все это происходит в отделении неврологи и психиатрической больницы.

Не хватает какой-то завершающей детали, штриха к спектаклю, щемящего и бьющего в десятку. Отчасти это происходит в финале спектакля, когда на сцене словно свеча горит в луче света музыкальная игрушка, грустный клоун Пьеро как продолжение клоуна веселого - Рыжего, которого создает на сцене актриса.
Однако ощущения завершенности, комка в горле нет.

Катарсиса не случается.

Хорош свет, подобрана музыка. Наташа Гаранина находит те нужные для доверительного разговора на эту деликатную тему интонации, которые располагают к открытию в себе каких-то створок. Но для того, чтобы спектакль "забирал" полностью, чего-то пока не хватает.



Надеюсь, со временем создатели спектакля найдут это что-то:) Я от души им этого желаю:)

P.S. И уж совсем ни к чему аэрозоль: среди зрителей могут оказаться аллергики, один из мужчин закашлялся. И хотя по теме в тот момент этот прием оправдан, однако многие не выносят сигаретный дым со сцены и прочие вещи, которые воздействуют на физиологию. С этим нужно обращаться очень аккуратно, чтобы не вызвать эффект, обратный предполагаемому.

А вот читка пьесы В. Зуева "Агитбригада", прошедшая в парке Вайнера в один из вечеров, была блистательной:) Актеры "Коляда-театра" разыграли перед нами целый фарс, устроив праздник веселья - очень смешно, ярко, выразительно:) Автор словно играл в свое удовольствие, когда писал эту пьесу, режиссер Н. Коляда и актеры подхватили эту игру, в итоге все получили удовольствие:)

Когда авторы создают легко и воздушно, а такое ощущение осталось от этой читки, то легко и приятно всем:)
Правда, и темы, и средства, и цели разные. Больше товаров пьес хороших и разных:)

Передается оно, внутреннее-то:))

Tags: Екатеринбург, Коляда-plays 2009
Subscribe

  • "ОБЛОМOFF", реж. Вячеслав Игнатов, ЦДР, Сокол

    Первый показ для зрителей вызвал противоречивые впечатления. Читала отзывы уже посмотревших и погружалась в недоумение: слишком много было разных…

  • Открытие 24-го сезона в ЦДР

    Лето закончилось, возвращается время театральных вечеров. Сегодня открыл сезон Центр Драматургии и Режиссуры. Небольшое фойе ЦДР на Соколе было…

  • Игра и жизнь

    В Москве сейчас проходит кинофестиваль "Будем жить", который открывает молодых кинематографистов. Вчера я попала в молодежную библиотеку Светловка на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • "ОБЛОМOFF", реж. Вячеслав Игнатов, ЦДР, Сокол

    Первый показ для зрителей вызвал противоречивые впечатления. Читала отзывы уже посмотревших и погружалась в недоумение: слишком много было разных…

  • Открытие 24-го сезона в ЦДР

    Лето закончилось, возвращается время театральных вечеров. Сегодня открыл сезон Центр Драматургии и Режиссуры. Небольшое фойе ЦДР на Соколе было…

  • Игра и жизнь

    В Москве сейчас проходит кинофестиваль "Будем жить", который открывает молодых кинематографистов. Вчера я попала в молодежную библиотеку Светловка на…