Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

"Трамвай "Желание"", реж. Н.В. Коляда, "Коляда-театр", Екатеринбург.

В первый вечер в Екатеринбурге, познакомившись в реале с Настей, которая специально для этого приехала на сутки из Тюмени, отправились в "Коляда-театр". Всегда реагирую очень эмоционально на спектакли Коляды, но в тот раз пробрало не на шутку, так что боялась разрыдаться в голос. Во второй раз смотрела уже, даже успевая фотографировать. Слышала мнение, что спектакль "Безымянная звезда", которую увидеть не удалось, совсем не похож на привычного большинству Коляду, что он очень романтичный и чистый. Но мне показалось, что и "Трамвай "Желание"" тоже не похож на предыдущие спектакли Коляды: что-то в нем самом меняется. И это радует:)

О чем эта история? Как-то в разговоре услышала, что Коляда все время поднимает тему смерти. Призадумалась: вот этой темы я как раз и не чувствовала в его творчестве. Знаю, что сам он много думает об этом. Но в его спектаклях я вижу тему ответственности за жизнь, а не страх перед смертью. Тему любви - отчаянно одинокой.

Непонятой.

Невостребованной.

При том, что вокруг столько нуждающихся в этой самой любви. Нуждаются, но руку, протянутую с этой любовью, не замечают, а порой отталкивают.

Говорят, каждый художник разрабатывает одну тему.

Какая тема важна для самого Коляды? Внутренне. А не то, что видят в нем другие?

Одна ли?

В чем загадка этого человека?
И есть ли она - при его открытости, детской доверчивости, которую не перешибли никакие испытания, уроки, грабли?
Есть ли логика в его постановках, почему он берет ту или иную пьесу?
Или это чувствование себя и окружающего мира?
Почему он сначала ставил свои пьесы, а в последнее время ставит других авторов?

Для меня все его постановки - прежде всего он сам. Личность такого уровня, масштаба, которая, при всех его лукавых словах о себе как о старой театральной крысе, о просчитанности реакций зрителя - отвлекающем маневре, - с такой сложной духовной структурой, которая внешне - простота, доступность и ненормативная лексика, сближающая с толпой народом, а внутренне - дистанция полета, планка Бубки и Исинбаевой, точность попадания в душу, открытую миру душу, самодостаточную, имеющую право быть особенной, индивидуальностью, а не замаскированную подо что-то приемлемое обществом, моралью, выражает себя на беглый взгляд очень простыми методами, примитивными порой. В "Ревизоре" грязь - это грязь. Моральная, духовная, ментальная изображена грязью физической, обывательской. Из которой возле театра создаются, тем не менее, грядки с луком-витаминами:)

Всё идет в переработку.

Нет ничего ненужного, неважного, из чего бы не сотворить добро.

Из вонючего навоза получается хорошее удобрение. Ведь прежде, чем роза запахнет розою, она пахнет дерьмом удобренной землей. Иначе чем будут питаться бутоны?

Однако вернусь к "Трамваю".

Красота. В самом начале все артисты выходят в карнавальных шикарных масках. А что за ними?

На стульях разложены куклы - во что играют эти взрослые люди? Есть что-то материнское в отношении Коляды-режиссера ко всему, что происходит с героями.

Бланш Дюбуа постоянно меняет наряды один другого краше. На сцене вместо привычных глазу хлама и мятых банок из-под вискаса, вонючих костей для собак, мешков для мусора и нательного белья, уродующего людей, - занавески из яркой разноцветной органзы, меха, изысканные шляпки, дорогие туфли и костюм горчичного цвета у Стенли-властелина, ажурные чулочки у девушек с хорошенькими ножками, накачанные тела мальчиков в трусах американского флага: хочете красоты - возьмите, сколько унесёте.

Одна из тем Коляды: внешнее-внутреннее. Маски-суть.
Умение разглядеть за вульгарным высокое.

В Логиново он ходил босиком и убирал за гостями мусор. Что не только не умаляло его человеческое достоинство, но и подчеркивало его.

В своем посте про поездку туда он написал, что все ожидали Дачу Драматурга. Кто был там, знает, что там - "фазенда":) Был ли кто разочарован? Не знаю:) Мне там всегда тепло и светло. И даже женский туалет с трогательным колядовским самовязанным ковриком на сидушке, могущий шокировать ханжей, вызывает трогательную улыбку и щемящее ощущение в сердце. Потому что за всем этим видна его любовь к тебе. Если ты хочешь это увидеть. Способен поверить, что тебя так любят.

Блянш Дюбуа. Так называет Колядовский Стенли героиню Уильямса. Бл***? Да, в общепринятом смысле. Доступная многим.
Достойна ли она любви? Можно ли её любить?
Коляда любит её. Падшую, пьющую. Несчастную. Он видит то, чего не захотели увидеть за её дешевыми стекляшками Стенли и Митч.

Достойны любви по праву рождения все. Имеют право. Просто потому, что есть. И такие, какие есть.

Но как мы распоряжаемся своими правами?

Одиночество непонятой души. Вульгарная трактовка деталей, которые говорят совсем о другом. Кричат. Беззвучно, осипшим голосом. Каким умирающий пытается что-то досказать, важное только для него, открывшееся только что. Заключительное.

Как создает свои спектакли Коляда, не знаю. Кажется, что без общего плана, по наитию, на репитициях играя с актерами в детские игры, очень повзрослевшие, преломленные сексом, пьянством, развратом, но сохранившие во всем этом свою первозданную чистоту восприятия мира таким, каков он есть, безоценочно, интуитивно. Многие знания множат печаль? Да, взрослые знают куда больше о жизни, чем дети, но это не мешает им оставаться детьми в душе. Играть во взрослые игры и верить, что с тобой все-таки произойдет что-то очень-очень хорошее и светлое. Иначе, без этой надежды, как жить с радостью? Как жить?

Интересно было бы посмотреть спектакль с разными исполнительницами роли Бланш - Василиной Маковцевой и Ириной Ермоловой, уж слишком разные они во всем. Надломленность и хрупкость Маковцевой с развившимся неожиданно женским трагизмом - и мощь характера Ермоловой с её напором, глубоко женским, уверенным в себе, трудно сочетаются в одной роли. Те, кто видел оба состава, говорят, что это два разных спектакля. Надеюсь, мне удастся посмотреть и с Ириной: в труппе Коляды нет актеров, которые были бы мне не интересны или не любимы, но есть актеры, которые интереснее других интересных:))

Стелла Ирины Плесняевой страдает. От зависимости от Стенли и своей похоти. От привязанности к своей сестре не от мира сего. Оправдывает её. Терпит садизм мужа, но идет на жертвы ради сестры.

Любовь - она такая разная. Рождающая зависимости порой прямо противоположные и взаимоисключающие друг друга.

Режиссер безжалостен к артистам, вызывая на поверхность сочувствие к людям чисто физиологическое. Что Стенли Ягодина вытворяет со Стеллой-Плесняевой и Бланш-Маковцевой, могут понять только любители режиссера Бутусова.

Стенли Олега Ягодина. На втором просмотре пыталась фотографировать, и почти на всех фотографиях Олег получился летяще-размазанным, за ним не успевал даже объектив фотоаппарата.

Стенли Уильямса - накачанный мышцами наглый поляк. Олег Ягодин совсем не поражает мощью физической, его костяк не позволяет заподозрить в нем самоуверенного самца, его личная сила в другом.

Однако омерзительной силой веет от его героя за версту.
Он дает себе право на то, чего не сделают другие. Чесать в причинном месте, отогнув трусы, в разговоре с дамой, поднося потом руку к носу, завершая ритуал. Плевать на окурок, заделывая его в абажур лампы, словно приклеивая жвачку к стулу. Смачно сплевывать белой струйкой слюны на расческу, зачесывая волосы, или на плечо Бланш, чтобы затем похотливо слизнуть густую пену обратно в рот.

Насилие, похоть, хамство "правильных" Стенли и Митча в противовес желанию любви и семьи "грязной", "продажной" Бланш. И откровенной Стелле, которая не пытается соответствовать ничьим правилам, кроме своих собственных, но которые, тем не менее, не приносят вреда никому, кроме неё самой. Она предается похоти с законным мужем, терпит его насилие из своеобразной любви и не хочет верить в то, что её любимый Стенли изнасиловал её любимую несчастную сестру.

Митч в исполненни Олега Билика перевоплощается из мечтательного и восторженного парня, охотно верящего в сказку, в так же охотно низвергающего прежние идеалы в грязь и показывающего низкую часть своей натуры. Двуликий Янус. Революционер такой. Разрушить до основанья, чтобы затем ничего не построить. Человек, не верящий себе и своей интуиции, но полагающийся на мнение "общества".

Когда своих принципов нет, когда внутренняя мораль зыбка и податлива, гораздо безопаснее опираться на мнение других.

Великолепная роль Билика, которая показывает, что его диапазон совсем не исчерпан.

Любовь и боль в этом спектакле неразделимы. Когда-то с одним тюменцем мы разошлись во мнениях: по его мнению любовь и боль несовместимы, любовь должна быть... я даже не поняла, чем или какой - только радостью или наслаждением? По моему мнению, любовь так многогранна, что наслаждение - лишь одна из граней, остальные преломляют боль. Которая помогает понять, что любовь есть и жива, так же как любая физическая боль напоминает нам о том, что этот орган существует. Говорит о том, что он жив и требует к себе внимания.

Яркие этюды у Веры Цвиткис, Федорова и Кучика в роли Индейца, Наташи Гараниной и Максима Тарасова.

Уверена, этот спектакль будет востребован не одной театральной площадкой мира.

И фотографии.



Чем Василина не Вера Холодная?





Девушки сидят на стульях, которые Стенли выдернет из-под них, они рухнут на пол:



Стенли-Ягодин воспитывает Стеллу-Плесняеву:



Бланш получает подарок от Стенли на день рождения - билет домой.



Tags: Екатеринбург, Коляда-театр, Театр 8-9
Subscribe

  • Пятнадцать мальчиков

    Пятнадцать мальчиков, а может быть, и больше, а может быть, и меньше, чем пятнадцать, испуганными голосами мне говорили: "Пойдем в кино или в музей…

  • Белла Ахмадулина

    Ты говоришь - не надо плакать. А может быть, и впрямь, и впрямь не надо плакать - надо плавать в холодных реках. Надо вплавь одолевать ночную воду,…

  • Белла Ахмадулина. Слово

    «Претерпевая медленную юность, впадаю я то в дерзость, то в угрюмость, пишу стихи, мне говорят: порви! А вы так просто говорите слово, вас любит ямб,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments

  • Пятнадцать мальчиков

    Пятнадцать мальчиков, а может быть, и больше, а может быть, и меньше, чем пятнадцать, испуганными голосами мне говорили: "Пойдем в кино или в музей…

  • Белла Ахмадулина

    Ты говоришь - не надо плакать. А может быть, и впрямь, и впрямь не надо плакать - надо плавать в холодных реках. Надо вплавь одолевать ночную воду,…

  • Белла Ахмадулина. Слово

    «Претерпевая медленную юность, впадаю я то в дерзость, то в угрюмость, пишу стихи, мне говорят: порви! А вы так просто говорите слово, вас любит ямб,…