Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Люди Одессы. (2). Ирина.

Всевидящее ОкоПроходив два полных дня по Одессе, изрядно устав и омозолившись, третий день посвятила пище сидячей духовной: в 12 дня сходила в Оперный театр, о котором расскажу отдельно. Из него отправилась в город, проходя мимо филармонии, зашла узнать, что там. Следущие 3 дня были выходными, накануне отъезда, 13-го, была балалайка, которая никак не ассоциировалась с заключительным вечером в Одессе, потому спросила билет на сегодняшний вечер. Имя исполнителя мне ничего не говорило, но программа - Рахманинов, Скрябин - радовала. Купила самый дешевый билет. Кассирша сказала, что дала отличный билет: 27-й ряд, самая середина. Место, однако, оказалось 10-м. Мелькнула мысль, что зал узкий, и отправилась искать зарядку к фотоаппарату: все мои аккумуляторы, взятые с уверенностью, что мне их хватит, разрядились к вечеру второго дня. Я ещё не знала, какой сюрприз ждет меня в филармонии. Удивительные подарки тебе готовит судьба, пока ты думаешь о ... вечном:)

Где купить зарядку в Одессе, решила спросить у фотографа, который работал возле памятника Пушкину на Приморском бульваре. День был выходной, народу много.
Подхожу, задаю вопрос. Мужина под 60 задумчиво смотрит на мой аккумулятор, говорит, что таких нигде не видел. У меня всё внутри походело. Потому что гулять по Одессе и не фотографировать - совсем другой коленкор. Память памятью, но и не поделиться такой красотой с друзьями - наказание.
Тем не менее, он называет несколько адресов, где я могу посмотреть, что нужно. Тут к нему подходит мужчина помоложе с крокодилом, у которого скотчем заклеен рот, и с шиншиллой в руках: "Папа, работаем, работаем." Типа, что тут лясы точить, если навара нет?:))

Папа оправдывающимся тоном говорит:
- Даме нужна зарядка.
- Папа, дай уже даме зарядку и бери животных, работаем.

Я разулыбалась:)))) В этом было что-то такое неуловимо особенное: и помочь, и про деньги не забыть:)) С этим я уже там столкнулась не раз, это такое милое желание тебе угодить, но и получить за это в ответ что-то нужное:))) Каким образом я могла бы воспользоваться их зарядкой - заплатить за аренду? - я так и не узнала. Пояснила сыну, что мне нужна другая, и отошла, чтобы не вносить раздор в семью:)

К вечеру я успела подзарядить частично одну из батарей и отправилась в филармонию.

Это очень красивое большое здание с затеями - выложенным кирпичами разного цвета узором, витиевато оформленными большими окнами, архитектурными деталями под крышей. Построено здание под биржу, филармонией стала позже.
Снаружи оно такое внушительное, что в очередной раз подумала, что же это за зал, где не более 30 мест в ряду, если 10-е - середина.




На подходе к зданию уже собиралась публика весьма интеллигентного и вполне творческого вида. В частности, из джипа вышел седой мужчина с длинными хвостиком вьющихся волос, во всем черном, ковбойских ботинках и кожаном жилете - не то ковбой, не то рок-музыкант. К нему подошел такой же черный мужчина помоложе с профессиональным фотоаппаратом в руках. Объектив его внушал уважение к обладателю:)

Посреди этой интеллектуально-городской картины была странная деталь: на косом солнышке между людьми сидела и блаженно щурилась обычная кошка. И была в этом что-то такое домашнее, частное, неспешное, как во всей Одессе.

Я не удержалась, присела на корточки, подметая своей фуксиевой новой юбкой тротуар, и начала фотографировать кошку, пытаясь поймать её ленивый взгляд, поднимая левую руку вверх и вовсю киськая. И вдруг вижу какую-то длинную тень рядом с кошкой: невдалеке пристроился тот самый фотограф, снимая сцену фотографирования мною кошки:)) Я разулыбалась: попала в анналы одесской истории в качестве участника бытовой сценки:)))




Внутренне убранство зала меня поразило: огромные витражные окна, впускающие лучи вечернего солнца причудливыми бликами, которые отражают той же формы зеркала на противоположных стенах, деревянные скульптуры, огромные дубовые резные двери высотой метра три, как в храмах, внушающий почтение зал, наполненный историей, воздухом, полутемный, загадочный.













Нафотографировавшись, пошла искать свое место. От окон, предполагая, что там и есть первые места.

Однако их там не было.

Двигаясь к обещанной середине ряда, внимательно рассматривая таблички на спинках кресел, я не верила своим глазам: отчет шел через раз, причем места были только нечетные. То есть, по убывающей я видела место 13, 11, 9, 7... и так до 1-го места, которое оказалось ровно в середине ряда. Я широко раскрыла глаза от удивления: такое возможно только в Одессе:))





За первым креслом влево шли четные номера: 1, 2, 4. Так я и нашла свое десятое, уселась и стала наблюдать, как зал заполняется народом.

Было много пенсионеров, хотя билеты не сказать, чтобы дешевые: от 50 до 200 гривен, то есть самый дешевый билет стоил около 230 рублей. Публика интеллигентная, в отличие от утренней в оперном, видно, что много "своих", которые приветливо кивали изделка друг другу.

Мимо прошла невысокая пожилая женщина, разыскивая 26 ряд 8-е место. Я ей подсказала, где это, поделившись своим удивлением по поводу расположения кресел. Она производила впечатление завсегдатая филармонических концертов. Тут настал её черед удивляться:
- Я хожу сюда много лет, всегда было нормальное расположение. Это что-то новое у них.

Повезло мне, подумала я:))

Затем женщина рассказала, что в конце 70-х или начале 80-х она была на концерте Эмиля Гилельса. И вдруг одна из огромных, видимо, дубовых, дверей зала с грохотом упала в проход. Все вздрогнули. Кроме Гилельса, который продолжал играть, словно ничего не произошло.
- Он ведь во время войны ездил с концертами на передовую, играл под канонаду орудий, поэтому не обратил внимания.
- Да, видимо, он настолько поглощен музыкой, что внешнее уже не влияет.

Мы говорили о разных временах и нравах. О предназначении человека. Она вспоминала своё детство, войну. Столько света было в её глазах, какой-то бесконечной доброжелательности, грусти от возраста и радости от чего-то внутреннего, которое никак не было связано с внешним: дочери с февраля не платят зарплату, она музыкант. На пенсию жить стало тяжело. Здоровье не очень. Но они все равно ходят слушать музыку. Дочка, правда, будет сидеть поближе, билет у неё подороже, но это ничего не значит, мне самой тут больше нравится - словно оправдывалась она.

И женщина выискивала дочку в заходящей в зал публике так, как ребенок высматривает маму, которая должна прийти и забрать из садика домой.

Старики становятся похожи на беспомощных детей, которым так не хватает внимания.

Дочку она увидела, показала мне с гордостью, помахала ей рукой, но дочь поискала её глазами, не нашла и ушла на свое место.
- Не увидела, - огорченно сказала женщина.
- Ничего, может быть, в антракте подойдет.

Мы продолжили беседу, которую периодически прерывали разные люди, подходящие к ней поздороваться. Ей было приятно их внимание, она радовалась, но видно было, что ей не терпится поговорить со мной ещё. Кратко представляла мне отошедших знакомых.

Получалось, что у нас на многое совпадают взгляды, её это радовало так же, как и меня. Возникла теплота и та непринужденность, которая свойсственна давно знакомым людям, понимающим друг друга с полуслова.

Во время войны её семью эвакуировали на Урал, в Чкаловскую область. Спустя время её отец переболел тифом, был комиссован, и поскольку знал адрес семьи (она так и сказала), то приехал к ним туда. После войны они вернулись в Одессу, которая была сильно разрушена.
- Оперный театр не сильно пострадал, разрушения быстро заделали. И многие дома погибли.
- А ваш родной дом был цел, вы вернулись в свою квартиру?
- Да, бомба попала во двор, а сам дом оказался целым. Мы там жили в коммуналке. 2 комнаты. Я потом вышла замуж за военного, уехала, а мама поменялась поближе к своей подруге, на улицу Пастера. Правда, на одну комнату, без доплаты, тоже в коммуналку, но зато с сарайчиком, там у нас не было сарайчика. И соседи были не очень хорошие. Но маме было одиноко очень на прежнем месте, да и на работу было много ближе. Кто ж знал, что и нам с мужем и дочкой придется туда же вернуться.

Начался концерт. На сцену вышел трогательный мужчина среднего роста, чуть сутулый, с длинными распущенными легкими волосами. Сергей Терентьев. Его очень торжественно, практически подобострастно представили со всеми достижениями и эмоциями. Зал был полон, началась овация.
Предупредили о его просьбе не аплодировать, пока он не отыграет "блок" из одного исполнителя.

Сзади сидела семья, которая хорошо отметила поход в филармонию вкупе с Днем Победы. Пьяный глава семейства с ухмылкой громко комментировал конферансье, глупо шутил по поводу Рахманинова, который исполнялся первым, делал ненужные прогнозы. Он же все-таки похлопал устало после первого произведения. Оставалась надежда, что он вскоре уснет. Так и произошло:)

После Рахманинова к сцене потянулись люди с огромными букетами цветов. Среди них затесался и мальчик с большим букетом сирени, которой в те дни активно торговали цыгане по всему городу.

Музыкант принял все дары, внимательно выслушал каждую женщину, которая считала нужным сказать ему что-то долгое и важное, положил цветы на рояль. Букеты тут же унесли, а вот сирень он долго красиво держал в руках, наслаждаясь красотой и ароматом, прикладывал к лицу, потом сказал, что это всё принадлежит Рахманинову, положил сирень перед собой, и в течение концерта периодически с явным удовольствим снова нюхал цветы.
Артист!:))

Женщина передо мной периодически оборачивалась ко мне с волнением в глазах, я ей улыбалась понимающе, и было видно, что ей это взаимопонимание дорого.

Интересно, как её зовут и сколько ей лет, думала между тем я.
Наверно, Серафима Сергеевна, почему-то решила я. Хотелось расспросить её подробнее про её жизнь. Запала она мне в душу.

И захотелось посмотреть на её детский дом. Поскольку дом явно в старом городе, то легко будет его найти, подумала я. Сфотографирую и расскажу эту историю вам.

Попросила разрешения сфотографировать и её. Она увидела на экране себя, как настоящая женщина, сказала, что выглядит ужасно.
А мне нравится:))))
- Вы красивая, ну что Вы!! - обе разулыбались:)))



Спросила имя:
- Ирина. Если вам удобно, можно без отчества.
- Вполне:)
- А вообще Самсоновна.
- Нет, я вас буду звать Ириной.

Она 1925 года рождения.


Я ещё не знала, во что это моё желание увидеть её дом выльется:)))

Продолжение следует
Tags: Ирина, Одесса
Subscribe

  • Снова про Лидию Павловну

    Копирую посты из фб, которые писала ночами после сеансов и спектаклей фестиваля. Этот текст не стала править, оставлю, как было написано в тот…

  • Продолжение историй из Екб:)

    Будучи на очередном сеансе у Лидии Павловны, рассказала ей, что есть уже 6 москвичек, которые хотят к ней на массаж. "Вы не шутите? Что такого вы…

  • Очередная серия про Лидию Павловну

    Четвёртый сеанс. Я уже подсела на общение с ней и готова хотя бы ради этого терпеть боль. Однако и она, похоже, втянулась в наши разговоры. Опоздала…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments