Сценическая версия Елены Исаевой, постановка Александра Назарова. На входе предупреждают, показывая схему зала, чтобы садились строго на подушечки. Спросила, почему, объяснили: лавки неструганые, и ещё фишка, которую потом поймете. Ну, подушечки так подушечки.
В зале на зрительской скамеечке сидел Андрей Заводюк (Мужчина), сосредоточенный, погруженный в свои мысли. Все расселись по подушечкам. В зал вошла Ирина Петрова (Женщина). Действие началось.
Это скорее моноспектакль, поставленный на Андрея Заводюка, его личностную силу и мужское и актерское обаяние. Страстные монологи о нравственности и безнравственности, которые вызывали какое-то отвращение (не понимаю Толстого, который всю жизнь чистотой поступков и моралью не отличался, а на старости лет стал вдруг стал рупором нравственности - наверно, это правильно, нагрешив, осознать и исправиться, но уж как-то ханжески порой выглядят эти отстранения героев от своих поступков, осуждение самих себя: мне их жалко, потому что выглядят они не открывшими истину, а запутавшимися, глубоко несчастными людьми. И раскаяние их какое-то жестокое, немилосердное, без глубокого понимания и прощения - божеского прощения, которое начинается с принятия себя как подобия Бога, с приятия Бога в себе, того самого, который прощает и принимает даже грешников. Почему Он прощает, а человек - нет, он более судья?)
Страсть безнравственна, а страстный монолог о нравственности? Осуждение себя есть и осуждение другого - так, по сути, и вышло: муж судил себя, а казнил жену.
Заводюк не играет, он разговаривает со зрителем, пытаясь затеять таким образом диалог, он смотрит в глаза, вопрошает. Зрители сидят по обе стороны от "сцены", так что мы видим глаза людей напротив. И - странно! - большинство зрителей опускают взгляд, не хотят диалога, не желают вчувствоваться в переживания Мужчины, словно отгораживаются от участия в его судьбе, в его чувствах, отказываются мыслить вместе с ним.
В середине действия Мужчина подзывает к себе билетершу и просит пересадить зрителей. Мы подхватываем подушечки и пересаживаемся на другую сторону, освобождая полностью скамейки, из которых Заводюк будет мастерить то кафедру в суде, то брачное ложе, то смертный одр.
Спектакль показался мне скорее актерским, нежели режиссерским. Интересная находка с использованием грима, когда Заводюк играет попеременно то Мужа, то Музыканта. Бетховенскую "Крейцерову сонату" мы слышим сначала акапелла в исполнении Ирины Петровой и Андрея Заводюка, и это кажется диссонансом при том, что поют они хорошо. Но почему-то это было когтем по душе. И лишь в финале звучит инструментальная музыка.
Спектакль пропитан энергетикой Андрея Заводюка, Ирина Петрова "подыгрывает" ему, причем иногда буквально: Мужчина режиссирует Женщину, создает Образ, удобный ему самому. Сознательно или нет Елена Исаева и Александр Назаров сделали акцент на Мужчине, сведя роль Женщины к эпизодам, мне не ведомо. Но у меня осталось ощущение, что для создателей спектакля не важно, была ли измена или нет, в любом случае вины Женщины в происшедшем нет, Мужчина сам выстроил ситуацию, судьбу - свою и жены. И эта обезличенность персонажей, обозначение лишь сексуальной принадлежности делает эту ситуацию куда более общей, нежели частная судьба двух конкретных супругов.
Вчера мы с мужем встречались с нашим одноклассником Виталиком, с которым в прошлом году я несколько раз ходила на хастл, он великолепно танцует. Он бизнес-тренер в известном страховом обществе, проводит тренинги разного характера. Не так давно он перевез в Москву любимую девушку Олю, мы вчера знакомились с ней, и я долго и подробно рассказывала историю нашего с Володей замужества, ибо Виталик, как и большинство наших одноклассников, был удивлен тем, что мы поженились, ничто не предвещало этого в школе. Чтобы было понятно, что привело к этому событию, я рассказала и историю моих любовей до решения пожениться. Муж, разумеется, всё это слышал не раз, в курсе:) Ему было не очень интересно, он меня пытался притормозить:)) Но локомотив разогнался - бедным ребятам пришлось выслушать много всего, Виталя только вставил в качестве пояснения своей Оле: "Я же говорил, она влюбчивая". Только потом я подумала, с чего это он взял, вроде бы в школе я не проявляла себя в этой ипостаси:)) Но что прав, то прав:))
Короче, муж освежил память. Сегодня утром ему говорю: "Вова, сегодня вечером буду в театре. На "Крейцерову сонату" пригласили". На что он довольно мрачно мне говорит: "Ну-ну. Как раз очень актуально." Я даже опешила:) Думаю, ну всё, кирдык мне вечером:)) Зря разговорилась, нет, чтобы написать в жж и успокоиться, так понесло Остапа:)
Однако домой вернулась с победоносным видом: "Ага, Вова, признавайся, где ты столько пошлости набрался, там речь и была только о разврате, царящем в голове у мужа":)
Для меня этот спектакль и получился о том, что всё внутри нас самих. И грехи, и осуждение, и та самая разруха, о которой позже писал Булгаков.
О любви Толстой не написал. Любил ли он сам? Знал об этом только он.
Спектакль мне понравился. Интересно теперь посмотреть мхатовский с Пореченковым в главной роли. Билетов на него в кассе нет:(