Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

"Крейцерова соната", реж. А. Назаров, Театр им. А.С, Пушкина.

В МХТ "Крейцерову" пока не видела, так что сравнить не с чем. Абсолютные впечатления:)
Сценическая версия Елены Исаевой, постановка Александра Назарова. На входе предупреждают, показывая схему зала, чтобы садились строго на подушечки. Спросила, почему, объяснили: лавки неструганые, и ещё фишка, которую потом поймете. Ну, подушечки так подушечки.
В зале на зрительской скамеечке сидел Андрей Заводюк (Мужчина), сосредоточенный, погруженный в свои мысли. Все расселись по подушечкам. В зал вошла Ирина Петрова (Женщина). Действие началось.

Это скорее моноспектакль, поставленный на Андрея Заводюка, его личностную силу и мужское и актерское обаяние. Страстные монологи о нравственности и безнравственности, которые вызывали какое-то отвращение (не понимаю Толстого, который всю жизнь чистотой поступков и моралью не отличался, а на старости лет стал вдруг стал рупором нравственности - наверно, это правильно, нагрешив, осознать и исправиться, но уж как-то ханжески порой выглядят эти отстранения героев от своих поступков, осуждение самих себя: мне их жалко, потому что выглядят они не открывшими истину, а запутавшимися, глубоко несчастными людьми. И раскаяние их какое-то жестокое, немилосердное, без глубокого понимания и прощения - божеского прощения, которое начинается с принятия себя как подобия Бога, с приятия Бога в себе, того самого, который прощает и принимает даже грешников. Почему Он прощает, а человек - нет, он более судья?)

Страсть безнравственна, а страстный монолог о нравственности? Осуждение себя есть и осуждение другого - так, по сути, и вышло: муж судил себя, а казнил жену.

Заводюк не играет, он разговаривает со зрителем, пытаясь затеять таким образом диалог, он смотрит в глаза, вопрошает. Зрители сидят по обе стороны от "сцены", так что мы видим глаза людей напротив. И - странно! - большинство зрителей опускают взгляд, не хотят диалога, не желают вчувствоваться в переживания Мужчины, словно отгораживаются от участия в его судьбе, в его чувствах, отказываются мыслить вместе с ним.

В середине действия Мужчина подзывает к себе билетершу и просит пересадить зрителей. Мы подхватываем подушечки и пересаживаемся на другую сторону, освобождая полностью скамейки, из которых Заводюк будет мастерить то кафедру в суде, то брачное ложе, то смертный одр.

Спектакль показался мне скорее актерским, нежели режиссерским. Интересная находка с использованием грима, когда Заводюк играет попеременно то Мужа, то Музыканта. Бетховенскую "Крейцерову сонату" мы слышим сначала акапелла в исполнении Ирины Петровой и Андрея Заводюка, и это кажется диссонансом при том, что поют они хорошо. Но почему-то это было когтем по душе. И лишь в финале звучит инструментальная музыка.

Спектакль пропитан энергетикой Андрея Заводюка, Ирина Петрова "подыгрывает" ему, причем иногда буквально: Мужчина режиссирует Женщину, создает Образ, удобный ему самому. Сознательно или нет Елена Исаева и Александр Назаров сделали акцент на Мужчине, сведя роль Женщины к эпизодам, мне не ведомо. Но у меня осталось ощущение, что для создателей спектакля не важно, была ли измена или нет, в любом случае вины Женщины в происшедшем нет, Мужчина сам выстроил ситуацию, судьбу - свою и жены. И эта обезличенность персонажей, обозначение лишь сексуальной принадлежности делает эту ситуацию куда более общей, нежели частная судьба двух конкретных супругов.

Вчера мы с мужем встречались с нашим одноклассником Виталиком, с которым в прошлом году я несколько раз ходила на хастл, он великолепно танцует. Он бизнес-тренер в известном страховом обществе, проводит тренинги разного характера. Не так давно он перевез в Москву любимую девушку Олю, мы вчера знакомились с ней, и я долго и подробно рассказывала историю нашего с Володей замужества, ибо Виталик, как и большинство наших одноклассников, был удивлен тем, что мы поженились, ничто не предвещало этого в школе. Чтобы было понятно, что привело к этому событию, я рассказала и историю моих любовей до решения пожениться. Муж, разумеется, всё это слышал не раз, в курсе:) Ему было не очень интересно, он меня пытался притормозить:)) Но локомотив разогнался - бедным ребятам пришлось выслушать много всего, Виталя только вставил в качестве пояснения своей Оле: "Я же говорил, она влюбчивая". Только потом я подумала, с чего это он взял, вроде бы в школе я не проявляла себя в этой ипостаси:)) Но что прав, то прав:))

Короче, муж освежил память. Сегодня утром ему говорю: "Вова, сегодня вечером буду в театре. На "Крейцерову сонату" пригласили". На что он довольно мрачно мне говорит: "Ну-ну. Как раз очень актуально." Я даже опешила:) Думаю, ну всё, кирдык мне вечером:)) Зря разговорилась, нет, чтобы написать в жж и успокоиться, так понесло Остапа:)

Однако домой вернулась с победоносным видом: "Ага, Вова, признавайся, где ты столько пошлости набрался, там речь и была только о разврате, царящем в голове у мужа":)

Для меня этот спектакль и получился о том, что всё внутри нас самих. И грехи, и осуждение, и та самая разруха, о которой позже писал Булгаков.

О любви Толстой не написал. Любил ли он сам? Знал об этом только он.

Спектакль мне понравился. Интересно теперь посмотреть мхатовский с Пореченковым в главной роли. Билетов на него в кассе нет:(
Tags: Театр 8-9, Театр им. Пушкина
Subscribe

  • Мамское :)

    Вчера ездили смотреть новый фильм сына, окончательный вариант. Первым он был недоволен. Перемонтировал отснятый материал, наложил другую музыку,…

  • Вот Родина моя

    Рассказываю сыну про его прадедов. Мой дед погиб под Харьковом, Старосалтовский район, село называлось тогда Петровское. В похоронке машинистка явно…

  • Новая работа сына

    Кто читает меня давно, знает, какой путь сын прошел от школьника к режиссеру. Он ещё студентом работал на передаче "Хочу все знать", потом несколько…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments