Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

"Подпоручик Киже", реж. К. Серебренников, МХТ.

Родила царица в ночь не то сына, не то дочь,
не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку.
А.С. Пушкин

Такого я ещё не видела:)) КС, судя по всему, дорвался до абсолютной свободы самовыражения. Образец синтетического искусства:) Не то драма, не то мюзикл. Не то Тынянов, не то Кант. Не то император, не то джедай. Мыслей во время спектакля было много, но задержались не все:) Ибо какофония звуков и зрительных образов была подобна крутящемуся фейерверку, устроенному режиссером в конце спектакля, и рассеивала внимание: столько было придумок, что было ощущение, будто спектакль сделан скорее ради них, нежели ради единой цели. Личностное начало Серебренникова в этот раз было слишком весомо, на мой взгляд.

За час до начала спектакля говорила подруге о том, что мне должно понравиться: и КС уважаю как режиссера, и странное люблю. Но жизнь показала, что я была самоуверена и себя до конца не знаю:) Т.е. не могу сказать, что мне не понравилось. Но и что понравилось, тоже не могу сказать. За 2 часа 15 минут, что шел спектакль, ушло человек 20. В итоге - недоумение сквозь массу вопросов и соображений, рожденных таки во время спектакля.

Император Павел со светящимся мечом. Плохой мальчик, заигравшийся в игрушки и взрослые иллюзии. Для которого внешнее заслонило суть. Живого Синюхаева лишили существования, списав в мертвые, две лишние буквы ожили и превратились в судьбу. Человек и его жизнь ничего не значат, пустое место, пыль приобретает смысл. И некому крикнуть "а король-то голый". Павел, которому не за что было любить свою мать, которая не любила ни его отца, ни его самого, прибрала себе власть, лишив сына не только любви, но и права царить. Что было в голове и сердце этого несчастного человека? Скорее всего, лишенного изначально и самого детства с простыми радостями прижаться к маме, когда плохо. Страшная судьба, облеченная властью над судьбами других.

Однако рассказа Тынянова Серебренникову оказалось мало. Он ввел в канву пьесы, которую сам и написал, ещё и Канта с его рассуждениями о государстве, власти, законах и человеке внутри всего этого. О свободе. Необходимости.
Размышления о том, что деревья в лесу растут ровными, потому что отбирают друг у друга свет и воздух, а отдельно стоящее дерево вырастает уродливым.
Прямые стволы хорошо рубить и использовать, кривую индивидуальность использовать, управлять ею, как безмолвной ротой, тупой пыльной массой нельзя.

Цитаты из "Гамлета" с черепом Йорика-отца, диалог могильщиков - в программке (которая не традиционно мхтовская, а в виде афиши с черепом на черном, даже тут КС выделился из "толпы") незнайкам типа меня напоминают, что Павел после смерти матери велел раскопать останки отца, короновать и захоронить снова - о "сроках давности" трупов.

Белый тальк как пыль, прах, снег, пудра. На белых "заснеженных" просторах России скользко, не всем удается устоять на ногах, удержаться. В прямом и переносном смыслах.

Черный "гранит", напоминающий могилу Неизвестного солдата, подушечки с многочисленными "брежневскими" орденами, Мавзолея только не хватает как символа неизбывности российской самодержавности и бюрократии.

Павла убивают такими же джедайскими мечами, которым размахивал он сам. При свете их же.

Странный перфоманс сопровождается такой же странной музыкой и пением. В большом количестве. Музыканты выходит на сцену как действующие лица черными силуэтами на всем белом.

Общее ощущение дисгармонии. Этого ли добивался режиссер, не знаю. В моем отдельно взятом мозгу у него это получилось. Возможно, наше государство не гармонично - хотел убедить меня Серебреников. Но это не секрет. Революции не получилось. Спектакль-памфлет как личная позиция.

Детали: Ващилин с Зориной потрясли немецким - виртуозно!:) Все отлично поют, в одном всё видела Александра Арсентьева, думаю, надо же, вспомнили, позвали из Пушкинского, и не случайно - такой голосище, такой красавец, и как молодо выглядит, молодец, и была поражена, что это оказался Станислав Беляев:) У Кристины Бабушкиной красивый голос. Зорина мощно играет. Хрипунов, Усов, Панфилов понравились. Медведев, кажется, натянут как струна, очень сосредоточен, нервен. Похудел. Не знаю, как он играет и держится после личной трагедии.
Ощущение некоторой сырости спектакля.

Да, и мелькнула мысль, что КС читает ЖЖ Николая Коляды, ибо были цитаты и из него - для меня, во всяком случае:) Когда торжественно растянули плюшевые прикроватные коврики с мещанскими сюжетами типа лебедей и оленей с рогами, и когда вынесли высохшее деревце, на ветки которого стали повязывать белые ленточки. Мне было смешно:))) Думаю, ну куда ж без Коляды, это уже не только культурная ценность, но и историческая, ибо, как выяснилось, французам интересны пять наших режиссеров: Карбаускис, Панков, Черняхов, Серебренников и Коляда:)))
Коляда, кстати, в мае во Францию едет. И за свой счет - он так приучил всех к тому, что выкрутится, что помогать ему не торопятся. Дисгармония государства в действии.

Давно не пыталась найти ответы на подобные вопросы, которые в большом количестве возникли во время просмотра, так что за одно это Серебренникову и иже с ним благодарность. Многое не поняла, судя по всему. Но по второму разу смотреть не пойду:) Ибо хочется гармонии в отдельно взятой душе:))
Tags: МХТ, Театр
Subscribe

  • Плагиат или нет? :)

    В ЖЖ пишу теперь редко. Так же редко смотрю яндекс-метрику, которая показывает, в какие посты заглядывают читатели. По-прежнему популярен пост про…

  • Это что-то новенькое у ЖЖ?

    Получила сегодня на почту такое сообщение от ЖЖ: ___ ❤️ Начну с себя:)8 сеансов в Екатеринбурге и 4 сеанса в Москве. Длительность сеанса от 2 до 4,5…

  • Ноутбук

    Расскажите, пожалуйста, про ноутбуки. Какие есть подводные камни, какой удобнее и лучше? На что обратить внимание при выборе?

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments