Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Чеховский фестиваль, "Эоннагата", реж. Робер Лепаж, Канада

Специально не перечитывала то, что писала о других его спектаклях "Липсинк" и "Обратная сторона Луны" с прошлых Чеховских фестивалей, чтобы не настраиваться на продолжение, а воспринимать этот спектакль как отдельный. Они совершенно не похожи друг на друга. Но по сути - об одном: о стремлении понять себя со всеми особенностями, принять себя - и другого - таким, какой есть. Волна, прокатившаяся недавно по жж после поста девушки-лесбиянки о равных правах с гетеросексуалами, лишь подтверждает важность поднятой проблемы, хотя она шире гендерных проблем - это проблема принятия инаковости, прав других думать и жить иначе.
Единство и борьба противоположностей. Мужчина и женщина. Чувство и разум. Любовь и ненависть. Белое и черное. Вода и огонь. День и ночь. Бог и Дьявол.
В каждом из нас есть и то, и другое. Могут ли эти противоположности существовать мирно, дружно, или это противоборство разностей внутри каждого неизбежно?


Предыдущие спектакли Лепажа отличались высокой технологичностью и сложностью, наблюдение за разными приспособлениями включали логику, побуждали работать мысль, хотя все это работало на цельное восприятие заложенного Лепажем в спектакль, так что было не только послевкусие от удовольствия вспоминать увиденное, но и продолжительное эхо чувств: дверки в душе открывались, как от сквозняка, то там, то сям, так что спектакль продолжал жить внутри долго.

Ждала нечто подобного и от "Эоннагаты". Но на этот раз Лепаж снова удивил: история человека среднего пола, который жил то как мужчина, то как женщина, была рассказана не столько техническими средствами, сколько языком тела, который никогда не лжет, даже если играет в игры, в том числе, на сцене. Думаю, многие зрители разочарованы, однако не Лепаж ответственен за разочарования, он продолжает делать то, что считает нужным, не оглядываюясь на ожидания публики или критиков, он творит, движется в одному ему известном направлении. А уж если зритель разочаруется, то это опыт зрителя: быть может, не стоило завышать ожидания?

На сцене сам Робер Лепаж со стильной стрижкой, красноватого цвета волосами, и два виртуознейших танцовщика Сильви Гиллем и Рассел Малифант. Спектакль этот - синтез движения, музыки, света, слова и драмы. Как всегда у Лепажа, получилось что-то непривычное глазу и уму: быть может, не сногсшибательное, но все же непохожее ни на что, виденное мною прежде.

У меня сложилось ощущение, что этот спектакль - энергетический выброс Лепажа, как бы такой итог его мнолетних размышлений, выраженный простыми средствами, как можно более простыми именно потому, что самому Лепажу стало что-то ясно и просто в своей личной жизни.

Актеры не только танцуют, но говорят, поют - перевод транслируется не синхронным текстом на слух, но как-то художественно-затейливо на черные экраны, которые ездят туда-сюда по сцене.

Сильвия говорит на французском, Малифант и Лепаж на английском.
Правда, в одном эпизоде перевода не было, так что я не поняла, это была техническая накладка или таков замысел, типа, слова не важны, смотрите-понимайте глазами через язык тела.

Соединение разного - языков, тел, плавно перетекающих из женского в мужское, цвета, костюмов, соединяющих черное и белое, игры света и тени, образов, дающих понимание пола или чувств - дает эффект объединения, целого, единства.
Это спектакль о дуальности внутри человека, о двойственности всего, что есть в мире.

Судьба героя, действие приводит к размышлениям о разделении целого на части.

Звучит известная легенда про то, что раньше люди были трех полов: мужского, который олицетворял Солнце, женского - Земля и среднего - Луна. Лунные люди имели по 4 руки, 4 глаза и были сильными настолько, что решили взойти на Олимп и стать богами, за что Зевс молнией разрезал их пополам, как яблоко, с тех пор половинки ищут друг друга, чтобы воссоединиться и стать сильными.

Про главного героя лучше узнать из цитаты:

МОСКВА, 9 июн - РИА Новости. Спектакль "Эоннагата" о легендарном шпионе XVIII века шевалье д`Эоне, созданный режиссером-экспериментатором Робером Лепажем, танцовщиком и хореографом Расселом Малифантом, звездной балериной Сильви Гиллем и модельером Александром МакКуином, представит X Чеховский фестиваль на сцене Театра имени Моссовета с четверга по субботу.

Главный герой спектакля - исторический персонаж Шарль де Бомон, больше известный как шевалье д`Эон, который был дипломатом, знаменитым фехтовальщиком и, по совместительству, тайным агентом. За свою жизнь он успел познать и славу, и почести, и нищету, и изгнание. Чтобы достичь своих целей, он часто переодевался в женское платье, и был в этом обличии настолько правдоподобен, что многие считали его истинным.

Танцовщик и хореограф Рассел Малифант ранее рассказал, что спектакль необычен во всем, вплоть до реквизита: это и костюмы из потрясающих тканей, созданные знаменитым модельером Александром МакКуином, и огромная роль света в представлении, и реквизит с японским оттенком - веера и деревянные палочки.

Лепаж со своей стороны ранее пояснил, что его постановка объединяет множество жанров - в спектакле можно найти и драматургию, и танец, и элементы японского театра кабуки. По его словам, ее создатели, задумавшие спектакль еще шесть лет назад, много импровизировали и хотели выйти за рамки привычного, а в главном герое их интересовала не медицинская сторона вопроса, не споры, кем же был легендарный шевалье - мужчиной иди женщиной, а сама его неординарная личность.


Происходящее на сцене завораживает. Зрители робко хлопают во время паузы между сценами, но восторг изливается только в финале. В процессе просмотра есть недоумение, ожидание чего-то сногшибательного, как в прежних спектаклях Лепаж. К нам же идут звуки, музыка, слова, движение, которое трудно назвать танцем - это разговор тела, образный ряд читается легко, мы видим игру света и тени, костюмов, которые подобно коже змеи, сползают с актеров, обнажая другие смыслы.
Всевидящее Око
День сменяется ночью, образуя суточный ритм.
Тень не появляется без света.
"Чтобы не упасть в воду, я прыгаю в огонь" - цитата из спектакля.
Чтобы понять целое, надо понять части.
Мужское и женское начало есть в каждом человеке - важна ли тут физическая суть в виде половых органов: у главного героя после смерти так и не смогли определить истинный пол. Что выбирает он: или-или, либо вместе?
В финале это отражение женского и мужского друг в друге так красиво смотрится, что спор о том, что именно нужно выбрать, хочется остановить.

Человек, соединяющий в себе разное, будучи мужчиной и женщиной одновременно, был отвергнут людьми, мужчинами и женщинами, не будучи принят ни как мужчина, ни как женщина.
Щерый дар стал тяжелым крестом. Личного счастья не случилось, хотя обладатель редкого содержимого пользовался им и так, и сяк.
Почему?

Спектакль не ставит сложных вопросов, не пытается дать ответы. Это не столько поиск, сколько констатация: да, такие люди есть, у них внутри своя драма, порой скрытая от света, они не поняты людьми, рассматриваются под лупой, как диковинки, и не всегда находят ту гармонию, которая позволяет им быть счастливыми.

Спектакль наполнен легкой нежностью, воздушностью, каким-то земным волшебством, смягчающими драматичность судьбы.
Мне показалось, что Лепаж ищет гармонию в себе самом, и наконец, что-то нашел и делится с нами. А поймем ли мы - наше личное дело, ведь у каждого своя гармония в душе, свой путь к ней.



P.S. Ходили вместе с сыном. Женя не впечатлился совершенно, сказал, что ничего нового не увидел, что личные истории со сцены или экрана не так уж интересны.

А для меня в "Эоннагате" столько нежности, желания понять, столько любви и красоты, что ... Лепажа нежно люблю и благодарю за то, что происходило внутри в эти полтора часа сценического действа:)

А уж такой хореографической легкости от него самого совершенно не ожидала: он и тут меня удивил, ласточка такая:))
Tags: Театр 10-11, Чеховский фестиваль.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments